Измениалсь динамика
– Конечно, о гиперприбылях говорить не приходится, но дела в автоцентре идут планомерно, – говорит Юлия Яровая, руководитель отдела маркетинга автоцентра АНТ.– Был период, когда покупатели, подогреваемые слухами и беспочвенными доводами, буквально штурмовали нас, теперь же по сравнению с тем наплывом все более-менее спокойно.
Падают не столько продажи, сколько их динамика, считает Геннадий Кормильцев, генеральный директор холдинга «АГАС» (ОАО «Алтайгазавтосервис»). Реальный спад, по словам Кормильцева, пришелся на марки автомобилей, популярность которых снизилась еще до кризиса.
Без кредитов
Вячеслав Пастухов, директор автосалона «Ассорти-моторс», основной причиной падения спроса называет автокредиты. До недавнего времени 20–40% машин покупали в кредит, после сокращения банками автокредитования эта доля резко снизилась. Во-первых, на несколько процентных пунктов выросли ставки по кредитам – до 15–20%. Во-вторых, банки стали жестче подходить к заемщикам – количество отказов увеличилось. Столь резкое сокращение рынка автокредитования может привести к падению объемов продаж автомобилей на 20–30%.
Впрочем, банки продолжают кредитовать клиентов, уверяют в АНТ. Но и банки, и автосалоны не скрывают, что объемы автокредитования снизились в разы.
Что делают
В сложившейся ситуации пока выигрывают покупатели. Да, почти пропали кредиты, зато появились бонусы. Спрос автосалоны намерены поддерживать за счет скидок, подарков и специальных программ.
Самый приятный метод – скидки. Так, в октябре дистрибьюторы предлагали солидные скидки на автомобили марки «Мицубиси». На некоторые модели цена опускалась на 120 тысяч, рассказывает Юлия Яровая.
Некоторые дистрибьюторы вместо скидок делают подарки. Например, к автомобилю «Хендай – Санта фе» покупатель получит страховой полис КАСКО и комплект зимней резины, а к модели «Соната НФ» – ЖК-телевизор.
Скидками и акциями дело не ограничивается. Взамен подорожавших кредитов продавцы вводят собственные программы. В автоцентрах ГАЗ «Алтай» и ГАЗ «Южный» предлагают свои программы приобретения транспортных средств. Например, выгодные условия предоставлены на автомобиль «Волга» (ГАЗ-3110) – рассрочка платежа без процентов. Так, клиенты салона могут внести часть стоимости автомобиля, а на оставшуюся сумму получить отсрочку на год. Также компания «Алтайгазавтосервис» продолжает развивать собственную лизинговую программу.
Наконец, ждут предновогоднего спроса.
– Люди, у которых на руках есть наличность, стараются вложить ее во что-то материальное как можно скорее, – полагает Вячеслав Пастухов.
Тем более многие скидки и акции, предоставляемые продавцами, скорее всего, останутся до нового года.
Неудобный курс
А вот что будет с авторынком в 2009 году, предсказать не берется никто. Кризис может ударить уже не по банковским кредитам, а по производителям и дилерам.
Проблем могут подкинуть слабеющий рубль и укрепляющиеся доллар и иена. Чем выше будет курс иностранной валюты, тем дороже станут обходиться импортные автомобили. Пока дилеры покрывают разницу за свой счет, но уже в начале года могут пересмотреть конечные цены в сторону повышения.
Высокие доллар и иена бьют и по самим американским и японским производителям – их расходы становятся выше. На это накладывается падение прибыли от сокращения продаж автомобилей на европейском и американском рынках. Все это может привести к внеплановому повышению цен от самих производителей. Для европейских автопроизводителей сегодняшняя ситуация пока выгодна – евро продолжает падать, соответственно, для российского потребителя «европейцы» дешевеют. Но и здесь через несколько месяцев все может измениться – слишком уж нестабильна экономика в период кризиса.
Цифра
75% – доля иномарок в продажах автомобилей в России.
Цифра
На 20–30% могут сократиться продажи автомобилей к концу нынешнего года.
Факт
В октябре продажи иномарок в России снизились на 5,7% по сравнению с предыдущим месяцем. На фоне рынков других стран эти цифры кажутся скромными. Так, в Исландии продажи упали на 86%, в Ирландии на 54,6%, а в Испании на 40%.
Самое важное - в нашем Telegram-канале