Потребитель

Страшно летать? "СК" рассказывает о системах безопасности на всех типах самолетов, вылетающих из барнаульского аэропорта

Не секрет, что после авиакатастрофы в Иркутске многие призадумались: "А стоит ли вообще летать на самолетах, может быть, лучше поездом?" Однако из-за этих мыслей количество авиарейсов не уменьшилось. Даже наоборот - сейчас пора отпусков, и люди предпочитают экономить время для долгожданного отдыха. А значит - добираются до нужных мест самолетами.

Сегодня в барнаульском аэропорту совершают взлеты-посадки самолеты шести типов различных российских авиакомпаний - Ан-24, Ту-134, Ту-154, А-310, "Боинг-737", Ил-86.

Корреспонденты "СК" получили подробную инструкцию, как вести себя пассажирам в нештатных ситуациях на борту самолетов вышеперечисленных типов. Инструктировал нас Валерий Токаренко, руководитель ОТК инженерно-авиационной службы авиапредприятия "Алтай".

Кислородные маски

На Ан-24 кислородных масок для всех пассажиров нет. Когда конструировался этот тип самолета, таких требований, чтобы маски имели все пассажиры, не было. Однако кислородные баллоны есть - стоят отдельно. Если вы почувствовали, что вам не хватает воздуха или стало плохо, немедленно сообщите бортпроводнику. Он принесет баллон, включит подачу кислорода. Такие кислородные баллоны могут использоваться и при небольшой разгерметизации самолета.

Ту-154 также не оборудован кислородными масками. Но в самолетах последней модификации - Ту-154М - кислородные маски есть. Как и в других современных лайнерах: Ил-86, А-310, "Боинг-737".

Маски срабатывают автоматически. Но для того, чтобы они "повисли" перед лицами пассажиров, обязательна команда экипажа.

Кстати, о кислородных масках (и не только) перед каждым началом полета подробно рассказывают бортпроводники лайнера.

Аварийные люки

Как правило, бортпроводники сидят возле аварийных люков. Но если там все же расположился пассажир, то его стюарды самолета инструктируют более подробно, как открыть аварийный люк.

Инструкции по открытию этих люков имеются в спинке каждого пассажирского кресла. Не поленитесь тщательно изучить рекомендации.

Во всех типах самолетов, которые обслуживаются в барнаульском аэропорту, системы безопасности - аварийные люки - надежны. Будь то небольшой Ан-24 или великан Ил-86. Никакой сложности открыть аварийный люк не существует, не надо никакой силы немереной.

Открыть люк невозможно лишь в том случае, когда давление снаружи и внутри самолета разное. То есть в воздухе. Аварийные люки открываются только на земле, когда давление выравнено.

Самолеты всех шести типов снабжены надувными трапами, желобами. Даже если аварийный трап не надулся (допустим), по нему всегда можно спуститься, словно по веревке.

Двигатели и пропеллеры

Бытует мнение среди "знатоков на земле", что самолеты с пропеллерами (вроде Ан-24) гораздо надежнее больших лайнеров. По той причине, что в случае отказа двигателей небольшой самолет с пропеллером сможет спланировать на землю. По мнению специалиста, наличие пропеллера и прямых крыльев еще ни о чем не говорит. Большие современные самолеты с турбинами также имеют хорошие аэродинамические характеристики.

Пассажиры часто интересуются и количеством двигателей на лайнерах: по мнению людей, если двигателей больше двух, меньше вероятности, что самолет не долетит до места прибытия или другого аэродрома. Доля истины в этом есть. У самолетов Ан-24, Ту-134, А-310, "Боинг-737" по два двигателя, у Ту-154 - три двигателя, у Ил-86 - четыре.

Давным-давно в авиации было требование, чтобы на самолетах, выполняющих рейсы большой дальности, непременно имелось три двигателя. Это требование обосновывалось так: если на взлете откажет один двигатель, самолет сможет подняться и на двух.

Сейчас, по мнению специалистов, на больших самолетах стали ставить двигатели высокой надежности. Поэтому авиаконцерны делают лайнеры, оснащенные лишь двумя двигателями. Однако мировая статистика свидетельствует: случаев отказа двигателей на больших лайнерах слишком много…

Хотя, возможно, это связано и с сезоном отпусков - когда частота рейсов увеличивается, соответственно, и каких-либо "неполадок" больше. Так что, получается, большее количество двигателей не гарантирует безопасность полета.

Ремни безопасности

Не нужно легкомысленно относиться к ремням безопасности. И привязываться ими надо потуже. Между прочим, многие летчики (которые летят в самолетах пассажирами) пристегиваются ремнями от начала до конца полета - до полной остановки самолета. Летчики объясняют это так: самолет при полете попадает в воздушные ямы. И если человек не пристегнут, можно запросто получить какую-нибудь травму, ударившись о потолок, кресло и т. д. Во время торможения самолета также нужно быть "наглухо" пристегнутыми - опять же во избежание травматизма.

…Все эти правила вроде нехитрые и знакомые. Однако специалисты утверждают, что инструктаж бортпроводников надо слушать всегда. Даже если вы часто летаете на лайнерах. Дело в том, что летают пассажиры на разных типах самолетов (взять хотя бы московское направление), а каждая машина индивидуальна. Как и ее системы безопасности. И главное - не паниковать.

Если случится пожар

Покинуть горящий самолет сложно. Но главное в такой (если случилась) ситуации - не паниковать. Выходов из всех (!) типов самолетов достаточно. Плюс ко всему на российских самолетах есть специальные надписи - "Рубить здесь". То есть на земле аварийно-спасательная служба может проникнуть в самолет, вырубив проем.

Если в самолете задымление, первым делом нужно опуститься как можно ниже к полу - внизу воздух некоторое время остается относительно чистым. Люди, которые не опускаются вниз, вскоре начинают кашлять, у них появляются слезы в глазах, першение в горле, в конечном итоге теряют ориентацию.

На каждом самолете есть средства пожаротушения, говоря простым языком, огнетушители. Они у всех на виду. И локальный пожар можно потушить. Помимо огнетушителей, на борту всегда имеются различные напитки - соки, минеральная вода, которые также тушат огонь. Разве что спиртными напитками заливать огонь нельзя.

Кроме того, на всех типах самолетов имеются три системы пожаротушения в двигателях.

Зона турбулентности

Самолет, летящий из Барнаула в Москву, спустя два часа после вылета часто начинает сильно трясти. Пугаться этого не нужно. Просто полет в это время проходит над Уральскими горами, где находится зона турбулентности.

Следует находиться в кресле и обязательно пристегнуться ремнями.

Лариса ВАСИЛЬЕВА.

"СК" желает всем пассажирам и экипажам самолетов, чтобы количество взлетов равнялось количеству мягких (!) посадок.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость