Сто тысяч за проезд
«Утром Александр Иванов и его водитель Геннадий собирались загрузиться продукцией каменской птицефабрики и поехать домой. Ночевать планировали у знакомых потерпевшего. Хотя, обычно брали гостиницу. Стечение обстоятельств», - вспоминает Николай Жданов.
Около полуночи служебный автомобиль экспедитора остановился напротив одного дома. Александр зашел, а Геннадий остался в машине. Хотел покурить и лечь спать на заднем сидении.
В это время по улицам гуляли в нетрезвом виде два гражданина: Владимир Михайлов и Василий Малинин. Договорились, что Малинин приедет к другу «погостить» после тюрьмы. Выйдя на свободу, оба занимались мелким грабежом, вырученные деньги тратили на алкоголь. Так прошло два месяца.
В эту ночь злоумышленники собирались сделать все «как обычно». Важно отметить, что убивать людей Михайлов и Малинин не планировали.
Они подошли к машине, где сидел водитель и затребовали с него около ста тысяч рублей «за проезд по каменским дорогам». На вопрос, откуда такие расценки и кто вообще их устанавливает, друзья ответили, что они тут местные «решалы». На этом объяснения закончились. Начались угрозы.
Геннадий попытался завести машину и объехать живое препятствие в виде Малинина и Михайлова. Но вдруг последний неизвестным предметом проколол колесо автомобиля.
Водителю оставалось только сигналить. Тут выбежал экспедитор, стал разбираться. Злоумышленники стали и с него требовать деньги за проезд. Словесная перепалка Малинина и Иванова быстро переросла в драку. Первый был явно сильнее, да еще и с ножом в кармане.
Согласно материалам дела, экспедитор получил множественные проникающие и слепые колото-резаные ранения в области грудной клетки и живота. Сразу после преступления Малинин и Михайлов скрылись. Когда на шум выбежала хозяйка дома, она увидела лежащего на земле Иванова, который почти не дышал. Мужчина скончался от полученных травм по пути в больницу.
Затемненные очки
Дома, в Междуреченске, Александра Иванова ждали жена, сын и дочь. Он успел поработать в нескольких местах, отовсюду получал идеальные характеристики. Все работодатели и коллеги называли его человеком приятным, спокойным и исполнительным. В конфликтах он никогда не участвовал. Позже, во время расследования, эти данные следствию очень пригодились.
Поначалу правоохранители считали, что никаких зацепок и улик не осталось. Так, в июле 1997 года расследование приостановили на основании п.3 ст. 195 УПК РСФСР. То есть «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».
Загадочное дело об убийстве экспедитора оставалось нераскрытым более 20 лет. Периодически за него снова брались следователи, но спустя время, снова откладывали. В 2020 году материалом заинтересовался Николай Жданов.
Он говорит: «Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является расследование дел, так сказать, из далекого прошлого. Так мы с коллегами начали заново искать преступников. Обратили внимание на показания одного из свидетелей - Владимира, ранее неоднократно судимого. Он рассказывал, что когда вышел из колонии в Майме (республика Алтай), у него гостил мужчина по прозвищу Малина».
Связавшись с коллегами из республики Алтай, удалось выяснить, что Владимир умер около десяти лет назад. Следователи стали «копать» дальше и узнали, с кем он общался в 1990-х годах.
Удалось выйти на двух женщин, с которыми тесно общался свидетель. Они подтвердили, что к Владимиру именно в 1997-м году приезжал погостить Василий Малинин. Также они назвали две яркие приметы «Малины» - очки с затемненными линзами и нож с откидным клинком, который тот всегда держал при себе.
Именно такие очки еще в 1997-ом нашли другие следователи на месте преступления. Однако позже улика пропала.
Новая жизнь
«Про Малинина знаю только, что он родился в Татарской АССР, - продолжает Николай Жданов. - Про Михайлова тоже известно не много. Вырос в неблагополучной семье, вместе с родителями вел неподобающий образ жизни. Сожительствовал с гражданкой, которая, вступив в отношения с ним, опустилась на дно. Но, как стало известно, смогла выбраться».
После каменского убийства, Малинин совершил кражу крупного рогатого скота в Бийске после чего отбывал наказание в Алтайском крае. Затем уехал в родной Ижевск и осел там. Покончил с криминальной жизнью, начал собственный шиномонтажный бизнес.
Жил по иронии судьбы с бывшей сотрудницей органов внутренних дел, у которой был ребенок от первого брака. Василий воспитывал девочку как свою. Также у него был родной сын. Семья ничего не знала о его темном прошлом.
Что касается Владимира Михайлова, он также имел несколько тюремных сроков. Скончался во время одного из них в начале 2000-х годов.
Еще одним важным свидетелем оказался тот самый водитель автомобиля Геннадий. Показания 2021 года сошлись с теми, что он давал в 1997-м. Мужчина помнил все в подробностях. В том числе затемненные очки и нож с откидным клинком. По фотографии нынешнего времени, которую следователям удалось достать, Малинина никто из допрошенных не узнал — Василия все запомнили молодым.
Следователь-криминалист добавляет, что в целом техническое оснащение сейчас намного более точное и позволяет проводить все необходимые мероприятия гораздо эффективнее. О подробностях умалчивает.
И продолжает рассказ о деле: «Вообще, Малинин надеялся на истечение срока давности по преступлению. Однако краевой суд принял во внимание все собранные следователем доказательства и признал его виновным, назначив наказание».
Тюрьма после свадьбы
Правоохранители во главе со Ждановым полетели в Ижевск. Проблема была в том, что Малинин в это время праздновал свадьбу сына недалеко от города. Торжество затянулось аж на неделю. Все это время следователи провели в гостинице.
«Мы приехали к нему домой в шесть утра с судебным решением об обыске. Стали допрашивать. Он, конечно, опешил, но не отпирался. На следующий день мы вместе с Малининым уже были в Алтайском крае. После следственного эксперимента сомнений не осталось».
59-летнего Василия Малинина приговорили к девяти годам лишения свободы.
Справка
После окончания в 2003 году юридического факультета Алтайской академии экономики и права, Николай Жданов работал в прокуратуре города Бийска. Затем перевелся в Камень-на-Оби. После образования Следственного комитета продолжил карьеру следователя. В 2019 году переведен на должность следователя-криминалиста отдела криминалистики СУ СК РФ по Алтайскому краю.
За это время ему удалось раскрыть ряд особо тяжких преступлений, совершенных много лет назад и найти виновных.
В работе следователь-криминалист использует новейшие технологии, позволяющие отыскать улики и выйти на след преступника.
Однако Жданов настаивает, что все раскрытые преступления — результат работы не только его, но и коллег: следователей и оперативных сотрудников.
Этим материалом мы начинаем серию публикаций ко Дню основания службы криминалистики Следственного комитета России.
Самое важное - в нашем Telegram-канале