Барнаульская компания «Сентябрь» получила разрешение на строительство гостиницы. Людям продавала номера, которые назвала апартаментами, а все здание — апарт-комплексом Sky-M. Он не считается жилым зданием.
Апарт-комплекс планировали ввести в эксплуатацию в декабре 2017 года. Но сроки несколько раз переносили, пока застройщика в 2021 году не признали несостоятельным. Процедуру банкротства начал один из кредиторов.
Причина постоянных переносов строительства — нехватка финансирования. Стройжилнадзор летом 2020 года отметил, что проблемы у застройщика появились из-за задолженности участников строительства: она составила 40 млн рублей.
Недавно прошел второй аукцион по продаже объекта со стартовой ценой в 105,5 млн рублей. Желающих приобрести недострой снова не оказалось.
Стройжилнадзор ранее уточнял, что покупатели нежилых площадей более 7 кв. метров не вправе требовать от застройщика-банкрота передать им помещения в натуре. Они могут получить лишь деньги: возврат вложенной суммы, неустойки и возмещения убытков.
Дольщики с таким положением дел не согласны: их вложенные суммы за годы успела съесть инфляция. Они хотят достроить дом своими силами, продав свободные площади (около 1,2 тыс. кв. м).
«Установлено, что дом завершен на 60%. Мы считаем, что он больше: стены возвели, коммуникации подвели, осталось дело за малым. Суммы не такие уж грандиозные, чтобы его достроить. Упростить проект и минимизировать траты, чтобы получить объект побыстрее», - говорит дольщик Дмитрий.
Почему люди покупали апартаменты
По документам, Sky-M – это здание гостиницы с нежилыми помещениями. Многие покупали апартаменты через риелторов, которые уверяли, что такое жилье активно строят в Москве и Новосибирске. И у него есть только два недостатка: дороговизна коммунальных услуг и невозможность прописаться.
«Говорили, что внизу будет гостиница, вверху жилые помещения. Продала участок в Фирсово. Купила в 2016 году 21 кв. м за 750 тыс. через риелтора. Мне, как бабушке, по цене подходило, район хороший и мама рядом живет. Уже все распланировала, застекление шло, - рассказывает дольщик Галина. – А сейчас только дети бегают по недострою, позорище».
Людей привлекала заманчивая цена: от 600 тыс. рублей за «студию» (от 15 до 21 кв. м) и широкая рекламная кампания. В итоге более полусотни дольщиков остались без апартаментов.
Продажа не выход
Комитет кредиторов (пятеро крупных инвесторов) проголосовал за продажу объекта посредством публичного предложения. Это идет вразрез с видением дольщиков, которые не могут повлиять на это решение.
«Прекрасно понимаем, как проходят торги по банкротству: за реальную стоимость имущество никто покупать не хочет, ведь цена каждые 10 дней будет падать на 5% (примерно 5 млн рублей). Мы хотим, чтобы минимальная сумма продажи дома хотя бы покрывала издержки, которые мы понесли при покупке», – объясняют дольщики.
В состав крупных инвесторов входит Дмитрий Морозов, который основал в 2013 году «Сентябрь» и задумал строительство двухэтажной гостиницы. В следующем году он продает 100% доли Вячеславу Пестереву: он перерабатывает проект и начинает строить восьмиэтажное здание.
«Представитель Морозова пояснил продажу доли тем, что на продолжение строительства денег нет. При этом в 2015 году бизнесмен заключил договор инвестирования с Пестеревым на 20 млн рублей: ему был нужен первый этаж здания. Узнав, что его уже продали другому инвестору, Морозов разрывает договор и подает в суд возврат средств. Застройщик согласился с требованиями, но «рассчитался» 22-мя апартаментами», - рассказывает дольщик Дмитрий.
В итоге Морозов продает апартаменты. «Договоры, заключенные между застройщиком и Морозовым оспаривает конкурсный управляющий. Дело длится четыре месяца. Явных доказательств оплаты не дают, каждый раз находя причины для переноса заседаний», - добавляет Дмитрий.
Что хотят дольщики
Конкурсный управляющий предлагает только один путь: продажа объекта. Дольщики предлагают достроить дом за счет продажи свободных площадей. Они перечислили несколько требований:
- приостановить процедуру торгов с публичным предложением;
- признать сделки между застройщиком и Дмитрий Морозовым недействительным, чтобы последний вернул 20 млн рублей в копилку строительства;
- перейти на общую процедуру банкротства: признать людей залоговыми кредиторами, закрепив за ними объект незавершенного строительства и дать достроить дом;
- если продажи не избежать, сделать минимальную цену объекта, которая смогла бы покрыть понесенные затраты дольщиков на покупку апартаментов и расходы по производству банкротства.
Дольщики отправили письмо губернатору Алтайского края, а после пикета вновь написали коллективное обращение в региональную прокуратуру.
Самое важное - в нашем Telegram-канале