Жизнь

Убит подо Ржевом. Живёт в Ключах!

Ветеран ВОВ Михаил Яковлевич Палатов из села Ключи во время войны чуть было не оказался заживо похороненным. В Калининградской области его имя высечено на мемориале у братской могилы. Покоиться под ним он не остался по счастливой случайности.

До войны Михаил жил и работал в Красноярске. Узнав о начале военных действий с Германией, добровольцем попросился на фронт. Но тогда ему ещё не исполнилось 18 лет, и из военкомата парня отправили домой. Два раза Михаилу пришлось пережить эту процедуру. На третий раз его зачислили рядовым в 673-й стрелковый полк 220-й стрелковой дивизии.

Зимой 1942 года он вместе с сослуживцами оказался на Ржевско-Вяземском плацдарме под деревней Космарихой.

- 2 февраля мы пошли в бой, чтобы освободить Космариху, - вспоминает Михаил Яковлевич, - но нам не хватило сил, чтобы одолеть хорошо укрепившегося врага. 4 февраля нашему батальону вновь поступил приказ освободить деревню.

Для этого нужно было уничтожить дот, установленный немцами на подступах к Космарихе. Германцы вели из него огонь по открытой местности, не давая начаться атаке. Палатов и ещё несколько советских солдат добровольцами вызвались на это сложное задание. Огневую точку удалось уничтожить, лишь бросив сразу несколько гранат. Все добровольцы неподвижно застыли на снегу. Был среди них и Палатов.

Его родные вскоре получили похоронку: "Палатов Михаил Яковлевич погиб 4 февраля 1942 года и захоронен у деревни Космариха Ржевского района Калининской области".

- Как рассказывали мои однополчане, - говорит Михаил Яковлевич, - лежал я 4 февраля вместе с мёртвыми у будущей братской могилы, в которой должны были меня похоронить. Лежал без сознания, всё лицо в крови. Пуля по касательной пробила голову выше брови - страшная рана. Я лежал сверху в заполненной могиле, которую оставалось только засыпать землёй. Бойцы уже взялись за лопаты, и тут я застонал.

Услышав звук, солдаты стали осматривать тела. Обнаружили, что Михаил Яковлевич дышит. Вытащили его из могилы и отправили в медсанбат. А батальонный писарь уже успел отправить родным Палатова ту самую похоронку.

За годы войны ветерана из Ключей ещё дважды ранило на фронте. В 1944 году военно-врачебная комиссия признала его негодным к дальнейшей службе и комиссовала домой со второй группой инвалидности.

После окончания войны Михаил Яковлевич несколько раз приезжал в Калининградскую область подо Ржев. На братской могиле в списке похороненных находил своё имя. Кланялся Михаил Яковлевич этому месту, погибшим сослуживцам и возвращался в Ключи. Сегодня и рад бы вновь побывать на памятном месте, да здоровье не то. Но приближающийся праздник Победы по-прежнему считает самым значимым событием года.

Ирина Толстошеева.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость