Здоровье

БЫЛА КОМАНДА "НЕ ДЫШАТЬ!"

Бюджет будущего года, который в конце месяца краевой Совет народных депутатов рассмотрит в первом чтении, ожидает непростая судьба. Принимать его придется с оглядкой на непопулярность реформ в здравоохранении, которыми занято сегодня правительство Михаила Фрадкова. Если всю ответственность за содержание первичной медико-санитарной помощи придется взять на себя городам и районам, а затраты специализированной - краевому здравоохранению, заниматься нашим здоровьем федеральной власти практически уже не придется.

Сокращаем койки в больницах

Самоустранение центра от активной помощи в развитии территориального здравоохранения больно ударит и по тем, кому эта помощь нужна, и по тем, кто ее обязан оказывать. Денег-то в местных и краевых бюджетах гораздо меньше, чем в федеральном, куда стекаются все золотые и нефтяные доходы.

Это значит, что нашим депутатам, которые недавно искали средства, необходимые для монетизации льгот, снова придется ломать голову над тем, как добиваться доступности медицинской помощи в территории с привычно дотационным бюджетом. Поэтому вопрос "Где взять деньги?" остается открытым.

Ответ на него у Артура Аскалонова, бывшего советника губернатора, а еще раньше – председателя краевого комитета по здравоохранению, был готов еще нынешним летом ("СК" публиковал его в №28). А сегодня это уже порядок действий, к которым здравоохранение каждого региона приноравливается по-своему. Шаг первый - сократить часть коек. Второй - предложить главным врачам перепрофилировать нерентабельные отделения. Третий - перевести медицинские учреждения в статус автономных некоммерческих организаций. Предполагается, что каждый шаг должен быть оправдан улучшением качества услуги. Только тогда можно рассчитывать на добровольное страхование пациента и, следовательно, на привлечение дополнительных денег. Но край, в котором средняя зарплата едва перевалила четыре с половиной тысячи рублей, к таким переменам еще не готов.

Хотят ли медики реформ?

Угроза, нависшая над нашим здравоохранением, - не только в отсутствии денег. Она - в психологической неготовности к реформам и самого врача. Судя по официальным данным, в стране не хватает половины участковых терапевтов. Оклад его не дотягивает до трех тысяч, медсестры - до полутора тысяч рублей. Даже для молодого специалиста оставаться в городе на такие деньги трудно. А ехать в село, после того как дорогостоящее образование выпотрошило родительские карманы, невыгодно. Поэтому в 60 районах края, по словам главного терапевта Алтая Якова Гольберга, на 2-5 тысяч жителей всего один врач.

Впрочем, по мнению проректора по лечебной работе и постдипломному образованию, заведующего кафедрой терапии и семейной медицины факультета повышения квалификации профессиональной подготовки специалистов профессора АГМУ Анатолия Алгазина, и в сельском здравоохранении сегодня расчет на тех, у кого стаж работы не менее десяти лет.

Специалист новой формации, на которого реформаторы российского здравоохранения возлагают особые надежды, - это семейный доктор с безупречной репутацией платного клинициста, самостоятельно или с помощью коллег в любое время суток способный решить любые вопросы своих клиентов.

Но это в будущем. А сегодня, отправляя врачом общей практики одного терапевта на два-три села, государство предлагает сэкономить. Получая надбавку примерно две тысячи, бывший участковый терапевт берет на себя обязанности трех-четырех специалистов: невролога, окулиста, ЛОРа и хирурга, да еще по ночам дежурит как врач "скорой помощи". При такой нагрузке за такие деньги врачу общей практики трудно найти силы, чтобы вырасти до семейного доктора, который помнит болезни каждого пациента, знает его наследственность, условия жизни и работы. Поэтому, по самым грубым подсчетам Анатолия Алгазина, специальность врача общей практики в Алтайском государственном медицинском университете рискнули получить более 100 человек, а работают по своей новой специальности не более 54 человек.

Слабые уйдут сами

Те, кто втянулся в круглосуточный рабочий ритм, из "обоймы" не выпал. Сложные диагнозы, которые нередко подтверждают сегодня специализированные центры, строятся на признаках болезни, выявленных сельским доктором. Но результат не всегда зависит от качества подготовки специалиста. Только в Барнауле три готовых врача общей практики не могут предложить свои услуги жителям отдаленных поселков города лишь потому, что им негде работать. Из шести рабочих мест, на которые должен прийти врач общей практики, со слов главного терапевта городского здравоохранения Тамары Вербиловой, лицензированы только три: в Лебяжьем, Борзовой Заимке и совхозе "Барнаульском". Врачом общей практики Вера Лунькова из участковых терапевтов пришла работать в село Лебяжье восемь лет назад. Но до сих пор помнит слова, которые были сказаны руководителями Центрального района: "Вы снизили в селе социальную напряженность".

Таким, как Вера Ивановна, врачам общей практики "первого призыва" очень повезло. Съездив на специализацию в Америку, они не только увидели, как действуют в этой стране их коллеги, но и получили в подарок современный хороший инструмент. Требуя от сегодняшнего специалиста навыков "многостаночника", государственная реформа не заботится о том, при помощи чего он будет осматривать пациента. Набор самых простых инструментов стоит 100 тысяч рублей. Для того чтобы оборудовать примерно 100 рабочих мест в Ключевском, Волчихинском, Бийском, Советском, Красногорском и других отдаленных районах, в крае создана пятилетняя целевая программа “О развитии первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на период 2002 - 2006 гг.”. И где гарантия, что деньги, предусмотренные для оснащения долгожданных врачей, не будут “секвестированы” реформой? Правда, председатель комитета по охране здоровья и социальной защите населения краевого Совета народных депутатов Ирина Солнцева пообещала, что на финансирование целевых программ в первом чтении нового бюджета обратит особое внимание. Но в распределении средств наша страна всегда подчинялась неписаному правилу: проси три миллиона рублей - дадут один. Одной рукой давая “зеленую улицу” врачу общей практики, республиканская реформа здравоохранения другой рукой перекладывает решение всех его проблем на муниципальную власть.

Инициативных поощрят

Трудности пугают не всех. Не знаю, как считали экономисты, но, по сведениям Валерия Карташева, главного врача Тальменской ЦРБ, благодаря врачам общей практики за 2003 год пациенты в его районе сэкономили на консультациях у специалистов различного уровня около 400 тысяч рублей. Вдумчивая работа с пациентами Татьяны Головиной, врача общей практики села Карпова Краснощековского района, позволила сократить количество консультаций у районных специалистов с 200-300 до 68 на тысячу жителей.

Когда врач общей практики в Тальменском районе был один, то временное положение, разработанное комитетом по здравоохранению, позволяло доплачивать к его заработку от полутора до двух тысяч рублей. Сейчас там шесть пунктов, в которых работают семь таких специалистов, поэтому выполнять свои обязательства перед ними главному врачу Тальменской ЦРБ без усиления нормативно-правовой базы становится все труднее.

Врачи уже не раз убеждались в том, что всякое реформирование проводилось не для того, чтобы добавить, а для того, чтобы заместить недостающие бюджетные средства. И сейчас, не имея гарантий на полноценное финансирование медицинской помощи, они по-прежнему убеждены в том, что платные услуги в сельском здравоохранении преждевременны. Иначе… Все, что сможет сделать врач общей практики для своего пациента в недалеком будущем, - договориться о госпитализации в нужную клинику…

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость