Жизнь

Бизнес-леди из Комарихи

В последнее время многие центральные СМИ рассказывают нам об "ужасах жизни" в российской глубинке. Мол, деревня спивается, денег народ не получает. Как дальше жить? Корреспонденты "СК" решили, наоборот, показать, что жить в российской глубинке можно, и порой даже припеваючи. Для этого мы приехали в село Комариха, которое находится в 60 километрах от райцентра Шипуново. В этой самой глубинке. Здесь живет молодая хозяйка, которая "вытянула" на себе целое село.

Рывок в сельское хозяйство

Утро в этом селе, как и везде, начинается с дойки. А потом Комариха и еще 10 соседних сел (все они расположены на реке Чарыш) выходят с добытым молоком на улицу. И ждут…

В точно назначенное время приезжает сборщица комарихинского предприятия "Эдельвейс" с молокомером и специальной молочной книжкой. В нее она точно заносит, сколько молока приняла с каждого частного подворья. Литр сейчас стоит пять рублей, оплата помесячно. Словом, жители деревень получают за свой труд каждый месяц энную заработную плату. Этим живут и выживают люди в селах уже шесть лет.

- Вообще-то я горожанка, - говорит Юлия Пирогова, директор ООО "Эдельвейс", - родилась и жила в Рубцовске. До дефолта 1998 года, когда рухнул рубль, о том, что буду жить и заниматься бизнесом в деревне, и не думала.. Мы с мужем до этого времени, как и многие россияне, занимались коммерцией. Тем и жили. А тут 17 августа. Надо было срочно что-то делать. Мы тогда занимались реализацией сыра, сотрудничали с работниками краснощековского молзавода "Предгорье". И однажды инженер этого предприятия подсказал нам идею – заниматься закупкой молока у деревенского населения, а потом сдавать его на завод. Так я и занялась бизнесом в сфере сельского хозяйства.

У Юлии за плечами рубцовское ПТУ № 88, где она обучалась на товароведа. И почти никакого опыта деревенской жизни. Но с 1999 года 30-летняя рубцовчанка бросила городскую жизнь и с головой окунулась в сельские будни. В Комариху переехали вместе с мужем Игорем.

То, что сельский бизнес рискован (к примеру, то же молоко может запросто скиснуть), Юлию не пугало. Она человек решительный. А потому и сделала ставку на село.

Приняли с недоверием

Приезд городских бизнесменов комарихинцы встретили с недоверием. Уж много случаев тогда было, когда залетные гастролеры приезжали закупать мясо, обещали, что деньги вернут через недельку. Наивные люди верили. Но закупщики не появлялись в селе ни через недельку, ни через другую. Поэтому встретили комарихинцы и Юлины обещания с прохладой. Впрочем, все-таки поверили, что деньги за полученное молоко она вернет через пять дней. Потому что куда ей деваться, ведь поселилась же здесь.

- Когда люди увидели, что мы им отдаем живые деньги и в обещанный срок, стали относиться с доверием, - вспоминает Юля. - Потом мы договаривались, что деньги вернем через 10 дней, чуть попозже - через 15. Нам уже верили. Мы же реализовывали полученное молоко на Краснощековском молзаводе. С нами рассчитывались голландским сыром. Тот краснощековский сыр пользовался большой популярностью - к нам в Комариху за ним приезжали предприниматели из Томска, Кемерова, Новосибирска, Барнаула. С продажи этого сыра мы и получали деньги, чтобы рассчитаться с людьми. Такая вот простая формула.

А в Шипунове уже стали обижаться, что на местный молзавод из Комарихи не везут молоко. Но, как говорит Юлия, в Шипуново с молоком ехать гораздо дальше - целых 60 километров. А до Краснощекова почти в два раза ближе. Копеечка любит счет.

Юлия как сейчас помнит май 1999-го, когда им комарихинцы за день сдали рекордное, как им казалось тогда, количество молока - 2, 3 тонны. Нынешним летом на рубцовский молзавод уходит уже по восемь молоковозов в день, то есть около 30 тонн. Из них на личных подворьях доят уже по 8,5 тонны.

Перемены

В общем, комарихинский народ принял рубцовскую бизнесменшу. И поверил в перспективу сельской жизни. Люди стали больше держать дойных коров на своих подворьях - у некоторых сейчас по восемь-двенадцать буренок! Конечно, голыми руками уже стольких не подоишь. Поэтому многие хозяйки купили доильные аппараты.

А Юлия решила пойти дальше. Она открыла в Комарихе магазины – с продовольственными и хозяйственными товарами. Там работают продавцы с молочными книжками и смотрят, на сколько рублей сдано хозяйкой молока. На эту сумму можно купить, вернее, записать что угодно из ассортимента магазинчиков.

Комарихинцы говорят, что раньше они не могли позволить себе такие "деликатесы", как иностранный кофе или хорошие шоколадные конфеты. А сейчас - запросто! Особой популярностью из продуктов питания в деревне пользуется колбаса. Расходится влет. И барнаульские предприниматели смекнули это дело. По три раза в неделю в Комариху приезжают машины, груженные колбасой.

- На мой взгляд, магазины "под запись" хорошее дело, - говорит Юлия Пирогова. - Дело в том, что людям предоставлен выбор - либо получать раз в месяц деньги, либо брать продукты и хозтовары за сданное молоко.

То, что такой бизнес выгоден, смекнули другие молодые и энергичные комарихинцы. И точь-в-точь, как по лекалу, они продолжили дело Юлии - со сбором молока, магазинами. Правда, сдают молоко на другой молочный комбинат. И закупают его по такой же цене. Словом, "разборок" между конкурентами в Комарихе не случается. Тем более что люди (ну так выходит) со своим молоком возвращаются опять к Юлии. У конкурентов не все механизмы отлажены до точности - то сборщица опоздает, то как-то невежливо со сдатчиками поговорят. Бизнес дело тонкое. И со своими минусами. Например, родители и 15-летний сын Юлии живут в Рубцовске. Приходится их навещать по нескольку раз в неделю. Да и рабочему режиму не позавидуешь – выходных нет. А сам рабочий день длится с 8 утра до 11 вечера. Масло на хлеб не просто достается…

Наверняка многих заинтересует, сколько же люди получают в Комарихе. Ответ я специально приберегла на сладкое. В летнее время "зарплата" некоторых комарихинцев доходит до 12 тысяч целковых. Эти тысячи, конечно, складываются из количества дойных коров и молока соответственно. Но и минимум для села неплохой - 4 тысячи.

А вы говорите - денег в деревнях не платят. Вот село и спивается, и сплошная безнадега. Главное - быть просто энергичным человеком. А такие наверняка есть в любой российской глубинке. Вот так.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость