С видом на могилы
В 2004 году барнаулец приобрел земельные доли в "Совхозе Барнаульском". Через год он выделил участок площадью более 62 гектаров в 50 метрах на северо-запад от поселка Черницк и поставил землю на кадастровый учет.
В 2008 году прошли публичные слушания по поводу перевода участка из земель сельхозназначения в земли населенных пунктов. В них приняли участие жители поселка и представители мэрии. После всех необходимых процедур статус участка изменился. Мужчина хотел найти инвесторов и возвести на этой земле коттеджный поселок приблизительно на 275 домов.
В 2014 году инвестор нашелся. Вместе с ним Игорь Губин поехал на участок, чтобы оценить перспективы строительства. Тогда-то и обнаружилось, что участок меньше, чем должен быть.
Игорь Губин,
барнаульский предприниматель:
— Инвестор мне говорит: "По-моему, часть участка занята могилами". Я отвечаю: "Да нет, они были далеко за его пределами". Вызвали межевальщиков, и точно — 150 захоронений оказалось на моем участке. Площадь застройки сократилась примерно на 2 тыс. кв. метров. Плюс вокруг кладбища устанавливается санитарная зона, на которой нельзя строить, не менее 500 метров от захоронений. На моей земле она занимает около двух третей участка.
После этого предприниматель обратился с письмом в "Специализированную похоронную службу", чтобы решить вопрос мирно. Результатов это не дало, а на повторное письмо пришел ответ: обращайтесь в суд.
"В частной беседе руководитель предприятия Виталий Иконников сказал мне, что он заинтересован в моем участке для расширения кладбища", — говорит Игорь Губин.
Владелец земли обратился в мэрию с просьбой разобраться в ситуации, но решение вопроса затянулось. Тогда предприниматель написал жалобу в прокуратуру.
Ошибочка вышла
Прокуратура Барнаула подтвердила, что "Специализированная похоронная служба" действительно самовольно заняла часть участка Губина под места захоронений. Ведомство обвинило администрацию города в "недостаточном контроле за деятельностью предприятия" и нарушении федерального законодательства. Мэрии предписали устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности.
Что именно имела в виду прокуратура под устранением нарушений, не очень ясно, ведь по закону о погребении и похоронном деле случай Губина не подпадает под основания для эксгумации тел и перезахоронений.
Перед прокуратурой мэрия отчиталась о том, что на участке, принадлежащем Игорю Губину, в 2008 году образовалось 132 погребения. С 2008 по 2016 год к существующим могилам добавилось 18 подзахоронений родственников. Площадь земли, занятой могилами, при этом не увеличилась.
"То есть после того, как я обратился с жалобой на незаконно занятый участок, служба еще два года хоронила там людей", — возмущается предприниматель.
Выяснилось, что захоронения вели до забора, который установили до оформления земельных участков. Поначалу похоронная служба отрицала свою причастность к могилам, заявляя, что захоронения, появившиеся в 2008 году, могли вести "другие коммерческие организации".
Затем, уже в суде, предприятие стало ссылаться на предыдущего руководителя, который курировал работу по захоронениям на захваченной земле. Но привлечь его к ответственности уже "не представлялось возможным".
Что нам не гоже
Администрация города предложила перераспределить участок Губина, отдав ему часть земли южнее границы его владений. Однако в краевом управлении лесами эту идею отмели: территория, которую предлагала отдать мэрия, относится к лесному фонду и входит в состав Зимаревского лесничества. Тогда предпринимателю предложили забрать землю, которая является прирезкой к кладбищу на юго-западе.
Олег Корнейчук,
юрисконсульт Игоря Губина:
— Предложили точно такой же участок, вплотную прилегающий к кладбищу. На тебе, боже, что нам не гоже. Зачем ему менять шило на мыло? Кто будет там селиться — готы, вампиры или сатанисты?
Не найдя подходящего варианта для предпринимателя, мэрия решила купить у него участок. Губин оценил землю в 30% от ее кадастровой стоимости — 62 млн рублей. В мэрии ответили, что в бюджете города таких денег нет. "На что они рассчитывали, неясно. На то, что им этот участок даром отдадут?" — говорит Корнейчук.
Суд не может удовлетворить
Поняв, что переписки с мэрией, прокуратурой и похоронной службой результатов не дают, предприниматель решил подать в суд. Он требовал от администрации изъять у него землю и заплатить ему ее выкупную стоимость.
В ноябре 2017 года Игорь Губин получил решение: суд не может удовлетворить его требования, поскольку участок не разделен, на кадастровый учет не поставлен, а по карте градостроительного зонирования его земля вообще относится к землям сельхозназначения.
Игорь Губин,
барнаульский предприниматель:
— Это просто какой-то абсурд. У участка есть кадастровый номер, существует и постановление мэрии об изменении вида его разрешенного использования. То, что они при этом в генплан и карту зонирования не внесли изменения, не моя проблема. Я все делал по закону. Чем руководствовалась судья Ирина Наконечникова при принятии решения, мне неясно. Верховный суд РФ уже давно разъяснил, как принимать решения по таким вопросам.
Кроме того, суд выяснил, что санитарно-защитная зона кладбища до сих пор не определена в законном порядке, а значит, он "лишен возможности проверить доводы Губина" по поводу того, что часть его участка занята могилами. Предпринимателю также указали на то, что он может требовать выкупить только ту часть, которая теперь является кладбищем.
"Если у меня выкупят часть земли с захоронениями, то еще две трети участка останется под санитарной зоной. Даже если ее тоже выкупят, зачем мне треть? Что я там построю?" — возмущается Губин.
То ли еще будет
Апелляционная инстанция оставила решение районного суда в силе. Теперь Игорь Губин подал кассационную жалобу в президиум краевого суда. А мэрия тем временем пытается доказать в суде, что предприниматель незаконно получил этот участок и изменил вид разрешенного использования.
Игорь Губин уверен: найти новый аналогичный участок для него мэрия не сможет. Он рассчитывает на возмещение ущерба. Но даже если кассация встанет на его сторону, быстро получить деньги вряд ли получится: у барнаульской мэрии накопилось долгов по исполнительным листам на 5,5 млрд рублей, и многие судебные решения не исполняются годами.
"Создается впечатление, что в решении моей проблемы остается надеяться только на господа бога", — говорит предприниматель.
Самое важное - в нашем Telegram-канале