Жизнь

Мука по 45 копеек. Какими были первые зернопереработчики на Алтае 160 лет назад

На следующей неделе в Алтайском крае пройдет региональная агропромышленная выставка “Алтайская нива”. Ее отдельные мероприятия будут приурочены к 160-летию зернопереработки на Алтае. По словам историка Валерия Скубневского, первые алтайские мукомолы не участвовали в картельных сговорах, а их мельницы стали первыми электрифицированными предприятиями на Алтае.

Первые промышленные мельницы

Расцвет мукомольного дела на Алтае как промышленного производства начался в середине ХIХ века, хотя небольшие мельницы существовали и раньше. Первую мощную мельницу в 1848-1849 годах поставили в Повалихе купцы первой гильдии Щеголевы. Спустя двадцать лет она перешла к купцу Федулову, которому принадлежала вплоть до революции 1917 года. В 60-е годы в селе Зудилове построил мельницу чиновник Константин Платонов, а в начале ХХ века стараниями купцов Винокуровых мощная мельница появилась в селе Камень (сейчас это город Камень-на-Оби). Примерно в это же время крупные мукомольные предприятия стали открываться в Змеиногорском уезде и степной части Алтая. В Славгороде этим занимались немцы-колонисты, переселившиеся из Поволжья и с Северного Кавказа.

Техника

Промышленные мельницы на Алтае работали на водной тяге и поэтому строились рядом с реками. Кроме того, хозяева оборудовали их паровыми машинами. Мельничное оборудование они закупали в основном у известной московской фирмы “Антон Эрлангер”, склады которой находились в Томске и Омске.

Интересно, что в начале 90-х годов ХIХ века владельцы мельниц первыми начали электрифицировать свои предприятия. В Барнауле первая электростанция появилась в 1898 году, а на мельницах их установили еще раньше. Купцы-мукомолы приобретали электростанции за границей. Электрификация мельницы тогда было очень дорогой, но вынужденной мерой. Для освещения мельниц использовались керосиновые лампы, и в случае пожара деревянное строение выгорало дотла. Рабочие мельницы спасать хозяйское добро даже и не пытались - едва успевали из огня выбежать сами.

Сбыт

Алтайские мельницы назывались крупчатными - на них производили муку высшего сорта (крупчатку). До конца ХIХ века на Алтае работали примерно семь крупных мельниц. Их продукции хватало не только для внутреннего алтайского рынка, муку также везли в другие губернии. Свой товар мукомолы представляли и на различных сельскохозяйственных выставках, где получали награды за высокое качество муки.

Самой крайней точкой сбыта на востоке был Иркутск, на западе - Тобольск и Тюмень. Алтайское зерно возили и в Екатеринбург, где были мощные мельницы. Доставлять его дальше в европейскую часть России не было смысла. Алтайскую муку поставляли и в Казахстан, но после 70-х годов там тоже появилось мощное производство, особенно в Семипалатинске.

На общероссийском рынке алтайские мельницы считались небольшими производствами и особой роли не играли.

Доход

Прибыль мукомолов зависела от того, насколько урожайным оказался год. Самым экономически провальным и голодным был 1902 год - Барнаульская городская дума была даже вынуждена закупать хлеб в Челябинске. Следующий дефицит зерна и муки возник уже только в годы Первой мировой и гражданской войн.

Владельцы мельниц зерно не выращивали, а покупали его у крестьян.

В 90-е годы ХIХ века пуд зерна стоил 20-30 копеек, пуд муки - 45-60 копеек. Производительность промышленных мельниц составляла 20-50 тысяч пудов. Заработная плата рабочего была равна 20 рублям, мастера - 30 рублям в месяц. Чтобы понять уровень цен того времени, скажем, что здание, которое сейчас известно как магазин “Красный”, оценивалось в 100 тысяч рублей, а здание филармонии - всего в 50 тысяч.

Отношения с властью

Начать строительство мельницы можно было только после получения разрешения от губернского начальства. Устройство мельницы и установку оборудования проверял инженер строительного отдела. В 1914 году на Алтае появилась фабрично-заводская инспекция, которая контролировала соблюдение техники безопасности труда и регулировала отношения работодателей и рабочих. Доходы предприятий контролировала податная инспекция - ежегодно предприниматели подавали сведения о своем обороте и прибыли и уплачивали налог. Обязанностью властей было создание хлебозапасных магазинов. В них хранились запасы зерна на случай неурожая. В Алтайском крае они находились, как правило, в сельской местности - в крупных волостных селах.

Конкуренция и сговор

О случаях сговора среди мукомолов Алтая историку Скубневскому не известно. Сговор зернопереработчиков был в Новониколаевске (ныне Новосибирск). В этом городе мукомольная отрасль была развита в большей степени, так как Новониколаевск стоял на железной дороге. У алтайских производителей Федуловых и Винокуровых были в этом городе свои склады. Для новониколаевцев они были конкурентами и, возможно, поэтому не вошли в синдикат, которые почему-то был назван “Алтайские мукомолы”. Синдикат в 1914 году объединил все мельницы Новониколаевска и установил единые цены. Надо сказать, что мельники из соседнего города работали на алтайском зерне, которое подвозили пароходами по Оби из Барнаула и Камня.

Некоронованные короли

Во второй половине ХIХ века капиталы многих предпринимателей Алтая сформировались в хлебной торговле. Большинство из них создавали своеобразные торгово-промышленные комплексы. Винокуровы в селе Камень совмещали мукомольное производство с хлебной и универсальной торговлей. Торговый дом основал отец Андриан Ильич. По обороту торговли сельские “предприниматели” опережали многие городские фирмы.

У Винокурова было четыре сына, один из них остался в крестьянском сословии - жил в Тюменцево, имел крупное зерновое и животноводческое хозяйство, конезавод, который работает и сейчас. Винокуровы дали большие деньги на строительство в Камне православного большого собора. Оказавшись после революции в Китае, сыновья Родион и Василий смогли организовать собственное дело в Харбине, а потом и в Шанхае.

Платоновы совмещали винокурение с мукомольным производством и хлебной торговлей. Отец, Константин Платонов, в 60-80-х годах ХIХ века считался “некоронованным водочным королем” Алтая. В 1868 году он основал Иткульский винокуренный завод, в 1869 - Барнаульский водочный завод. Отец и сын Платоновы были гласными Барнаульской городской думы, избирались городским головами.

Бийская купчиха Морозова совмещала универсальную, хлебную торговлю с мукомольной, кожевенной, пивоваренной промышленностью и пароходством. Женщина, державшая такой разноплановый бизнес, внесла немало средств на развитие школьной сети города, но сама так и не научилась ни читать, ни писать.

Справка “СК”

Скубневский Валерий Анатольевич - заведующий кафедрой отечественной истории исторического факультета Алтайского госуниверситета, доктор исторических наук, профессор. В 1990-е годы он возглавил научное направление по исследованию истории предпринимательства на Алтае и в Сибири, под его редакцией вышла серия сборников статей, он сам является одним из авторов и членов редколлегии “Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири”, изданной Институтом истории СО РАН в 1994-1998 годах.

Использована информация книги “Предпринимательство на Алтае”.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость