Жизнь

Самый старый пограничник Барнаула

На этой неделе Константину Георгиевичу Аносову исполняется 89 лет.

Мы познакомились незадолго до Дня Победы, когда руководство Барнаульского погранотряда пригласило на встречу ветеранов-пограничников. К машине, которая должна была отвезти нас на территорию погранотряда, бодро подошел старичок. Разговорились.

- Я служил политруком в погранвойсках. С 1915 года рождения. И я самый старый пограничник в городе, - гордо представился он.

Медали дороги, но ордена дороже

Живет Константин Георгиевич в квартире-сталинке в центральной части города. Дверь его квартиры на лестничной площадке по сравнению с соседними, металлическими и дорого отделанными, выглядит весьма скромно. Как была в советские времена деревянной, обитой кожей, такая и осталась. На двери табличка "Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны".

- Проходите! - Аносов протягивает руку и улыбается. - Сейчас надену парадный костюм и покажу вам свои награды.

В квартире веет стариной. Обстановка наверняка не менялась десятилетиями. На столе кипы газет. Альбомы с фотографиями. И книги. Книги о войне. О боях, в которых он принимал участие. В книгах фотографии командиров и генералов, многих из которых он знал лично.

Константин Георгиевич достает из старенького шкафа пиджак, и через пару минут он при полном параде. На груди 15 медалей и два ордена Великой Отечественной войны первой степени. Есть медали, полученные в мирное время: "За освоение целины", "К 100-летию со дня рождения Ленина", "Ветеран труда". Каждая из них по-своему дорога. Но дороже всего ордена. Их вручали на фронте, в Прибалтике, в клубе латвийского городка Добеле.

На границе

В семье бийского железнодорожника Георгия Аносова было 10 детей. Константин - самый старший. Жила семья небогато, и когда Костя подрос, его отправили к дяде в Красноярск. У них с женой долго не было детей, и паренек помогал им по хозяйству. В 22 года Константин Аносов ушел в армию. На границу. На Дальний Восток. В Бикинский 77-й погранотряд.

Уж сколько лет прошло, а пограничную службу он вспоминает до сих пор. Вспоминает с теплотой.

- А ее нельзя не вспоминать, - Константин Георгиевич по-доброму усмехнулся, - интересное это время было. Столько энергии, азарта и в то же время ответственности. Граница проходила вдоль реки Уссури. Там много островов. С одной стороны китайцы, с другой - мы. Неспокойно тогда было на Дальнем Востоке. Китайцы часто пытались нарушить границу. А у наших пограничников в руках только винтовки. Идешь, помню, только с кочки на кочку и перепрыгиваешь. А зимой - пурга, мороз, а тебе в дозор надо идти. Тяжело было, что там говорить.

Помню, как взяли в плен нарушителя. Один раз, кстати, за всю службу лично задерживал. А вообще, команды открывать огонь были часто. Мы тогда плыли по реке на лодке. Весел не было, отталкивались палкой. И тут навстречу китаец, тоже на лодке, переплывает реку на нашу сторону. Ну что делать? Мы за ним. Напарник мой бросился на нарушителя, а я прикладом по голове добавил. Вот и взяли пленника.

Хотя и без смешных случаев на службе не обходилось. Однажды находились мы в дозоре у реки. Прислушались, плывет кто-то. Ага, думаем, шпион через границу переправляется. Оружие к бою. Приготовились. Замерли в напряжении. Пальцы на курках. И тут медведь выходит, да важно так. И идет по нашей стороне. Ну какой он нарушитель? Не стрелять же в него. Зверь все-таки. А красавец какой! Мы засмеялись, а он пошел он своей дорогой.

На войне

Отслужив на дальневосточной границе, политрук Константин Аносов вернулся в Красноярск. Устроился работать на резервную хлебную базу. Вскоре война. Окончил в Ачинске курсы молодых лейтенантов и на фронт.

87-я кавалерийская дивизия, в составе которой и ушел воевать Аносов, формировалась в Барнауле. Осенью 1941 года Константин Георгиевич оказался неподалеку от Ленинграда.

- Тяжелые там шли бои. Начиналась зима. Снега кругом, холод. Противник хорошо вооружен. А мы были вооружены маленькими минометами, - тяжело вздыхая, рассказывает Константин Георгиевич. - Как из таких стрелять? Но стреляли же ведь... И прорвали вражеское кольцо! Воевал я под Тихвиным, на Волховском фронте, в районе Малой Вишеры, под Выборгом. Прошел почти весь северо-запад страны.

На фронте Аносов вступил в партию, в декабре 1942-го. Партбилет хранит до сих пор. На войне он получил два тяжелых ранения, потерял многих боевых друзей. Но говорит, что страха во время боев никогда не испытывали. О том, что может погибнуть, не думал. Просто знал, что нужно воевать. И победить. Может, оптимизм и помог выжить, кто знает.

Константин Георгиевич говорит, что Ленинград теперь ему снится практически каждую ночь. Бывает, по два раза за ночь просыпается. А первое время он не мог смотреть фильмы про войну. Уж слишком похожи были они на реальные события.

А закончил войну Аносов в 360-й Невельской краснознаменной дивизии, разгромившей Курляндскую группировку в Латвии. Здесь же участвовал в съемках фильма "Великий перелом". Он был тогда командиром усиленной стрелковой роты.

- В нашей роте были солдаты 17 национальностей, - вспоминает Константин Георгиевич, - молдаване, евреи, латыши, а один татарин из пулемета стрелял, словно чечетку отбивал. И никакого национализма не было. Это сейчас все между собой переругались, - махнул рукой.

С западных границ страны Аносова переправили в Термез, город в Средней Азии, на границе с Афганистаном. В Барнаул он приехал в 1946 году. Работал в Госторгинспекции.

На пенсии

Константин Георгиевич выглядит моложе своих 89 лет. Но на вопрос, как ему удается быть в хорошей форме, лишь пожимает плечами.

- Вообще-то я всегда делаю зарядку. Каждое утро. Уже более 50 лет. Я просто не представляю, как ее можно не делать, - улыбается, - может, поэтому и хорошо сохранился. Но никогда каким-то одним видом спорта серьезно не занимался. Только для себя.

А еще он летом три раза в неделю он ездит на садовый участок, что в нагорной части города. Участок - четыре сотки. Растут на нем яблони, вишни, виктория. Без работы Константин Георгиевич не может. Говорит: "Тяжело не тяжело, а работать все равно надо". Даже День Победы провел в саду. Потому что тех, с кем вместе воевал, в живых практически не осталось. Зато с пограничниками встречается с удовольствием. Ходит в клуб ветеранов госбезопасности "Вега". И руководство клуба о нем всегда помнит. Приглашает на праздничные мероприятия.

Ветеранов, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. Но, глядя на седовласых стариков, Аносов шутит: "У-у, так вы еще молодые..."

Константин Георгиевич - частый гость в школе № 84 Индустриального района. В ней создан музей 87-й гвардейской 64-й Красносельской краснознаменной дивизии. Он признан лучшим школьным музеем района. Вместе со школьниками Аносов пять раз ездил по местам боевой славы.

Он очень доволен, что в Барнауле есть улицы Кавалерийская, названная в честь 87-й дивизии, и Ленинградская, а на улице Пушкина памятная доска в честь 60-летия прорыва блокады Ленинграда. "Это моя память", - говорит он.

У Константина Георгиевича дружная семья: жена Екатерина Тихоновна, с которой они вместе почти 60 лет (ей 82 года, она отличник народного образования, 52 года проработала в школе № 27), дочь Лариса, сын Владимир и внук Андрей. Из десяти братьев и сестер живы только шестеро. И, как самый старший, Константин Георгиевич по сей день чувствует за них ответственность.

P.S. Редакция "СК" поздравляет всех пограничников Алтая с наступающим праздником.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость