Авторские фишки
В пьесе галериста Вадима Климова "Достоевский проездом. Барнаул 1857-2021 годы" 35-летний Федор Михайлович гуляет по городу вместе с Петром Петровичем (Тянь-Шанским).
По ходу пьесы Ф.М. и П.П. рассуждают о главном - о русском воровстве, деньгах, власти и памятниках (собственно, о чем же еще?). А заодно и знакомятся с Барнаулом: его героями, инцидентами и зданиями - словом, всем, чем запоминается город и городская среда.
Видят они, между прочим, и то, о чем реальные персонажи и знать не могли - к примеру, «Пассаж» купца Смирнова, построенный спустя 28 лет после смерти писателя. В общем, как вы уже поняли, это путешествие не только по городу, но и во времени.
Пьесу сам автор называет "экскурсией в состоянии «метамодернизм» в шести локациях". И иллюстрации он попросил сделать тоже в особом стиле - в стиле Юрия Гребенщикова, архитектора, художника и просто жизнерадостного человека с чувством юмора.
Если вглядываться в его картины, можно найти в них фишки - на одной, к примеру, виден немаленький таракан за печкой: «Это отсылка к той серии картин, которая у меня была до этого», - объясняет художник.
«Когда мы оформляли картины, Климов сказал, что не нужны рамы, не нужно что-то строгое, и попросил приклеить их на оберточную бумагу и нарисовать свои моменты. Здесь есть отрывки из его произведений, наверное, на всех, и какие-то мои абсолютно свободные зарисовки», - рассказал автор картин-иллюстраций Юрий Гребенщиков.
На вопрос, весело ли ему было писать картины, он ответил: «Очень. Но в то же время и сложно – ведь речь идет о Достоевском, и здесь не слишком развернешься».
Размытые образы
Картины о путешествии Достоевского и его спутника размещены на втором этаже Дома Морозова. А вот на первом стены украшают акварели Евгении Октябрь из коллекции все того же Вадима Климова.
Евгения писала их не на продажу – говорит, что для души. "Когда пишешь на заказ, думаешь о деньгах. Когда для души - о душе", - говорит она.
Полтора года назад, во время празднования дня рождения отца Евгении, она взяла и подарила акварели галеристу. И вот теперь он выдал их Дому Морозова - на время, не насовсем.
«Я очень этому рада. Либо это лежит у меня в мастерской и это никто не видит, либо же это повисит на стенах», - сказала она. Издалека ее акварели могут показаться фотографически точными. Вблизи – это размытые образы леса, деревни, цветов, сумма эмоций художника.
«В этом здании я бы хотела представить работы, связанные со старым Барнаулом, с купеческими домами. Хотя… Почему бы и нет? Старинный дом и современная живопись – это тоже хорошо сочетается», - сказала Евгения.
Не голые стены
О том, что стены этого здания не должны оставаться голыми, собственник здания Владимир Куликов понял после того, как завершил реставрацию. Сначала все заботы занимала канализация, крыша и тому подобные прелести жизни. Потом появились серьезные планы: создать в доме музей «Один дом – две эпохи».
По-моему, идея эта витала в воздухе - Дом Морозова вписался в историю и как купеческий, и - с 1930-х годов - как главная контора управления НКВД, где бывшим купцам доходчиво объясняли, что времена изменились и они теперь - враги.
«Первая эпоха – когда здание построили, вторая – когда мимо него боялись ходить», - объяснил Куликов.
Но попытки получить от государства помощь в финансировании пока не увенчались успехом – при оценке заявки проект много раз не набирал каких-то полбалла. Теперь решили не ждать, действовать и для начала создать выставочное пространство.
Здесь будет постоянная экспозиция – в нее войдут, например, фотографии старого Барнаула, расположенные между этажами. И будет переменная – как вот эта выставка.
Кстати, она будет работать до 20 июля. Адрес: Барнаул, ул. Ползунова, 34а. Посетить выставку можно с 11:00 до 19:00 во вторник, среду, четвергу, пятницу и субботу.
Организаторы выставки – профессор Владимир Куликов, общественная организация «Согласие» (и ее руководитель Геннадий Шейда) и галерея «Республика ИЗО» Вадима Климова.
Самое важное - в нашем Telegram-канале