Жизнь

Воин в рясе

В год 60-летия Победы жители Славгорода назвали почетным гражданином города православного священника отца Иоанна.

За плечами у 78-летнего настоятеля Никольского храма митрофорного** протоиерея* отца Иоанна долгий путь служения Отечеству. Два года отвоевал на фронте, шесть лет отслужил в Китае. Награжден медалями "За отвагу" и "За победу над Японией", орденом Отечественной войны II степени. Демобилизовался в 1951-м в звании старшины. Но и после, сменив автомат на крест, не перестал быть защитником Отечества - его лучших традиций и веры.

В нынешнем году исполняется 20 лет, как отец Иоанн служит в Славгороде. Это, признается священник, самые спокойные и радостные годы его служения Господу и народу. Власти не мешают ему вести церковное строительство, нести слово Божие людям. И люди тянутся к храму. В маленькой, по-домашнему уютной церквушке в общении с настоятелем многие обретают спокойствие, надежду, веру в завтрашний день. И в расположенном по соседству скромном домике отца Иоанна любой страждущий днем и ночью найдет доброе слово, приют, ночлег и миску похлебки, приготовленной верной спутницей батюшки матушкой Марией.

Скромное богатство

В дни церковных праздников внутрь храма порой бывает не пробиться.

- Вы бы видели, что в этом году на Крещение творилось! С детишечками малюпусенькими, целыми семьями шли к храму. 120 человек пришли только креститься! - с восторгом вспоминает отец Иоанн. При этом его добрые черные глаза озорно сияют. Кажется, что время не властно над этим жизнерадостным человеком, он ничуть не устал, не состарился, все так же бодр, строен, подтянут, благостен и неутомим, как 20 лет назад, когда впервые перешагнул порог славгородского храма.

В обычные дни крещение в церкви стоит 150 рублей. В честь Богоявления Господня священник всех окрестил бесплатно, немало утрудился, но доволен:

- Не деньги главное, главное - дела. Было бы так в мире хорошо, как в нашей церкви и в нашем доме, - и ничего больше не надо.

- Верно, - кивает матушка.

53 года вместе два этих славных человека. Дворцов-теремов и банковских счетов не нажили. До сих пор, чтобы прокормить себя и работающих на церковном подворье верующих, трудятся на "фазенде": сажают огород, заготавливают на зиму солонину. А всякую денежку, что несут ему прихожане, отец Иоанн умудряется удивительным образом умножать пожертвованиями знакомых и незнакомых состоятельных людей и поворачивать на обустройство храма. Особенно гордится подаренными ему Евангелием, престолом и подсвечником. С этими роскошными атрибутами религиозного убранства церковь расцвела изнутри, как Господня невеста. А Иван Прокопьевич у каждого из даров сфотографировался и разослал цветные снимки жертвователям в знак благодарности. И снаружи обихаживает храм настоятель. Пристроил звонницу и церковную лавку, переделал котельную и надворные постройки.

Династия

Но главное богатство отца Иоанна и матушки Марии - славная большая семья: четверо сыновей, 12 внуков и двое правнуков.

В молодости Бог дал любящим супругам четверых сыновей, но уготовил суровое испытание: двое малышей умерли от болезней. Однако в зрелом возрасте Спаситель возместил утрату: в 42 года матушка родила двойню. Назвали сыновей именами святых: Петром и Павлом. И тем самым предопределили судьбу: последыши, как и их старшие братья, Михаил и Анатолий, стали священниками. Правда, путь их в пастыри был длиннее. Поначалу близнецы получили светское образование, окончив строительный институт, и лишь потом поступили в семинарию и духовную академию. Сегодня оба служат при кафедральном соборе в Новосибирске, занимаются преподавательской деятельностью. Паша уже и диссертацию написал, а вот Петя пока не выкроил время за заботами о большой семье, в которой уже трое детей.

Ну а старшие сыновья отца Иоанна и матушки Марии уже давно достойные отцы семейств и настоятели храмов: Михаил на Алтае (в Рубцовске), Анатолий - в Красноярском крае (в Железногорске). Михаил, кроме того, много лет возглавляет Рубцовское благочиние. Оба пользуются непререкаемым авторитетом среди верующих и священнослужителей.

И в третьем поколении священнической династии есть уже два дьякона. Сын Михаила, Иоанн, в Барнауле служит у владыки Максима. Зять Анатолия, Дмитрий, - в Красноярске.

- Служат покуда, слава Богу, хорошо. Я очень рад за всех, - признается отец Иоанн. А вот основателем династии себя не считает:

- Основатель - благословение Господне. Так Господь избрал - и меня грешного, и детишечек на такой, можно сказать, трудный путь.

Испытания

- Сейчас жизнь проще, сердечнее стала. Больше радости, больше детей, больше внуков, больше заботы, больше звонков.

Взаимоотношения церкви с властью улучшились. А при Советах много за веру терпеть пришлось и отцу моему, и мне, - поясняет отец Иоанн. - Помню, когда в Тайге, в Кемеровской области, храм строили, нужно было получить разрешение в облисполкоме. Приезжаем вместе со старостой. Кое-как попали на прием к заместителю председателя. А тот пять минут с нами пообщался - и отказал: "Как сказала Советская власть, так и делайте". Вот и делали тайком. А папа за веру в 1937-м сгинул. Он не был священнослужителем. Просто пел в церковном хоре и верил, а от него требовали отречься. Мне 10 лет исполнилось, когда отца увез черный воронок…

В детстве Ваня плакал, видя, как разрушают церкви. А когда повзрослел, прошел закалку армией и войной, Всевышний сделал его строителем, возрождающим храмы и веру в сибирских городах. Началось в 1971 году с Томска, где отец Иоанн служил в Петропавловском храме и других местах. А потом покойный владыка Гедеон послал его в Моряковский Затон в 60 километрах от города.

- Там храм совсем развалился, а власти не разрешали поправлять, - вспоминает отец Иоанн. - Мы ночами и фундамент, и стены, и купола возводили. Днем на церковном участке не должно было быть никакого движения.

После этого была реставрация церкви в Колпашеве той же Томской области. Здесь особая трудность была с доставкой строительных материалов. Трубы, железо, цемент, краски приходилось перевозить паромами и пароходами из Томска. И снова все работы выполняли по ночам.

В Красноярском крае, в Большом Улуе, при восстановлении храма пришлось его полностью разобрать. Квартировали в мастерской МТС, купола прятали под горбылем, как в стогах сена, там же и реставрировали. Но засияли они на Воздвижение на удивление и атеистам, и верующим. Отец Иоанн и его помощники накануне под покровом ночи на плечах понесли три золотые луковки наверх по заранее приготовленным трапам…

- Это в Славгороде мне и транспортом, и краном помогли, когда колокола на звонницу поднимал, а там какой кран? Уполномоченный по делам религий, как увидел купола, весь затрясся, снять велел, - вспоминает отец Иоанн. - А мы ни в какую. Уполномоченный говорит: "Сами снимем!" А наша староста Александра, властная такая женщина, пригрозила: "Мы дежурить будем, кто полезет первым, вилами заколем!"

За труды свои

За труды свои и подвижничество в вере два года назад отец Иоанн был отмечен патриархом высокой церковной наградой - митрой***.

В Алтайской епархии, помимо епископа владыки Максима, такой головной убор до этого имели право носить только три наиболее заслуженных священнослужителя. Отец Иоанн стал четвертым.

Он доволен свой трудной жизнью. А мечтает… мечтает…

- Семь лет назад был в Иерусалиме. Охота поехать еще разочек.

- А сил хватит?

- А какая там сила? Очень хорошо путешествовать. Туда - самолетом. Там - автобусом.

Тамара ДМИТРИЕНКО.

* Протоиерей - старший священник.

** Митрофорный протоиерей - священник, отмеченный митрой.

*** Митра - в православной и католической церквах позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (преимущественно на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость