Убыло-прибыло
Сложнее всего ситуация в Барнауле (- 10 библиотек за последние 10 лет), Бийске (- 6), Рубцовске (- 3), Красногорском (- 7) и Усть-Пристанском (- 5) районах. Деятельность 14 сельских библиотек приостановлена на неопределенный срок.
Кое-где чудом удалось сохранить все библиотеки: повезло жителям Быстроистокского, Завьяловского, Мамонтовского, Немецкого, Суетского, Тальменского и Шелаболихинского районов.
Разумеется, эти 34 потерянных в последнее время учреждения не исчезли вдруг. Есть естественный процесс вымирания сел и сокращения населения в небольших городах. Жителей Бийска, например, за 10 лет стало меньше на 11,3 тыс. человек, а Рубцовска — на 12 тыс.
В этом смысле наиболее странно выглядит сокращение библиотек в Барнауле, где население, напротив, прибывает — за 10 лет плюс 48,7 тыс. человек.
Баянист-библиотекарь
Конечно, неоправданно содержать стационарную библиотеку с десятком сотрудников там, где нет читателей, но есть и другие причины закрытия. Директор библиотеки Шишкова Татьяна Егорова связывает проблемы в этой сфере со сбоем в системе централизации.
С 1960-х годов библиотеки были связаны в единую Централизованную библиотечную систему, когда в районе выбирали одно учреждение, которое было методическим центром для нескольких десятков сельских библиотек.
Эта проверенная годами схема развалилась с принятием 131-го закона о местном самоуправлении. Сельские библиотеки стали подчиняться сельсоветам, а не центральной библиотеке района. Позиция местного самоуправления зачастую сводилась к тому, что содержать библиотеки накладно, а читателей в них все равно мало.
В 2015 году учреждения попытались вернуть в прежнюю систему, а с 2017-го стали создавать многофункциональные культурные центры (МФКЦ), у которых есть три направления работы — клубное, музейное и библиотечное. На этом этапе все окончательно смешалось.
Помимо прочего, «грянула» оптимизация, и в большинстве районов края посчитали, что работники сельского клуба могут выполнять и функции библиотекарей.
Последних из штата убрали, а их обязанности переложили на коллег по клубу — хореографов, режиссеров, музыкантов и даже технический персонал. Теперь в штатном расписании есть должность «клубный работник с функцией выдачи книг».
Казалось бы, ничего не потеряно. Но библиотека — это не просто пункт обмена литературы.
Петя, Саша и тетя Клава
Если выдачей книг может заниматься и сторож, то для комплектации и обработки фондов нужны специалисты, а их сокращают. Новые издания в такие учреждения не поступают, и библиотеки становятся просто книгохранилищем, устаревающим день ото дня.
Татьяна Егорова,
директор краевой библиотеки им. В.Я.Шишкова:
Симбиоз клубника и библиотекаря оказался неудачным. Помимо выдачи книг, обновления и увеличения фондов, у нас ведь есть еще и воспитательная функция, например. Мы «выращиваем» читателя с самых юных лет. Это не может делать (и не делает), условно, баянист. Не потому что он плохой, а потому что он в этом не специалист. И эта работа в селе не может вестись из краевого или районного центра. Там должен быть человек, который живет рядом и знает Петю, Сашу и тетю Клаву.
Развивать чтение
В библиотеках ежемесячно проходят десятки событий, есть кружки и клубы по интересам, где бесплатно находят себе занятие дети, пенсионеры, инвалиды и прочие не совсем защищенные «слои населения».
Врио руководителя управления по культуре администрации Алтайского края Елена Безрукова признает, что библиотеки в составе клубов не способны выполнять все свои функции.
«Мы стараемся сохранить эту огромную просветительскую работу, — говорит она. — Кому-то не нужно говорить, что читать это хорошо, но многих приходится приучать к книгам. Библиотеки в отличие от клубов нацелены не на развлечение, а на интеллектуализацию населения».
По словам Безруковой в крае разрабатывается программа развития чтения, в которую включены и организационные и финансовые вопросы, и она «будет доведена до руководства края».
Красивая обложка
Бесплатных электронных ресурсов для чтения книг становится все меньше, а бумажный вариант за сотни рублей могут позволить себе либо отчаянные эстеты, которые неделю экономят на еде, либо люди, неограниченные в средствах. Ни тех, ни других в селах края нет.
Купить книгу там невозможно даже физически — надо ехать в город. Интернет тоже есть не везде. Библиотека в таких селах становится единственным местом, где можно не только почитать книги, но и вообще получить хоть какую-то информацию.
По данным «Шишковки», библиотеки края — это 9 миллионов посещений в год. 40% населения края не просто раз от раза приходят почитать книги, а систематически пользуются самыми разными услугами. Это почти миллион человек — гигантская цифра.