– Понятно, что мы ничего не получим. Ну… и что? Я вот встретил члена жюри, он хвалил спектакль. Было приятно, – разглагольствовал режиссер Владимир Золотарь. Артист Александр Хряков на это сказал, что как-то странно себя чувствует – будто на гастролях в Бийске.
– Ребята, почему я переживаю больше вашего?
– А мы все свои переживания отдали тебе, – усмехнулся Хряков.
Через несколько минут он вместе с Наташей Макаровой будет стоять на сцене атриума театра с "Маской" в руках. Он поблагодарит всю команду спектакля и расскажет о доверии к коллегам, от которого вырастают крылышки: "Теперь ими, наверное, можно и похлопать". Это будет последняя точка в двухлетнем барнаульском театральном романе, и тут уже можно не стесняться и заплакать.
Весело, отчаянно и яростно
"Войцека" в Москве играли 16 апреля. У входа толпился народ, спрашивал лишние билетики. Много было "уехавших барнаульцев". Артисты за кулисами в это время курили, пили кофе, ходили туда-сюда, переговаривались. Влетел Золотарь, близкий к самовозгоранию. Актеры собрались вокруг своего режиссера.
– Сегодня мы прощаемся со спектаклем "Войцек", – зловеще начал Золотарь. – Но попрощаться надо красиво. Играем весело, отчаянно и яростно! Понеслась!
Они взялись за руки, заряжаясь друг от друга, как от аккумуляторов, несколько раз резко выкрикнули "Хэй!" по-шамански. И пошли на сцену.
Сцена, как потом рассказал Хряков, была ужасно пыльной. Губы пересыхали, трудно было дышать. Еще на репетиции выяснилось – что-то происходит со звуком, на первых пяти рядах вообще ничего не слышно. Актеры "давили на звуковую педаль". Было сложно.
Я снова удивлялась – как у них это получается? Почему у Саши Хрякова лицо светится, как будто под фонариком; почему грубые ухватки героини Натальи Макаровой складываются, как паззл, в раскаяние и нежность; как удается актеру Александру Сизикову передвигаться, не касаясь, кажется, ногами сцены, а Эдуарду Тимошенко, который играет, вообще-то, редкую скотину, – влюбить в себя половину зрительниц?
Смотрели – завороженные, застывшие, забывшие обо всем. В паузах было слышно, как дышит зал – как один большой человек.
В Москве вообще не принято вставать на аплодисменты, но тут – пригнись, Москва, Сибирь гуляет – сыграла свою роль барнаульская диаспора. Москвичи вставали вслед за нами. От аплодисментов болели ладони. Цветы дарили Макаровой, Хрякову... Вокруг Тимошенко скопилась стайка поклонниц с розами.
Принимали тепло; единственное – никого, кажется, не шокировали моменты, в Барнауле объявленные шокирующими. По-моему, это оскорбление: московские зрители как бы выставили барнаульских ретроградами, ханжами и просто не очень умными людьми.
Самая большая радость
Церемония проходила в атриуме музыкального театра, под стеклянной крышей, в которую то стучал дождь, то били солнечные лучи. Золотарь выгодно выделялся синей футболкой под олимпийкой на фоне одетых по дресс-коду в строгое черное актеров и журналистов.
Премии вручали ослепительные звезды российского театра. Константин Райкин, награждавший драматические номинации, сказал, что "Маска" – самая престижная из всех премий и наград. Самая солидная, дорогая, будоражащая нашу театральную жизнь: "„Золотая маска“ дорогого стоит, потому что мы же все ужасно ревнивые. Трудно из нас высечь искру доброжелательности".
Когда на сцену вышла Майя Плисецкая, награждавшая за лучшие работы в балете и современном танце, зал встал. Номинантов в области музыкальных театров награждал Максим Дунаевский. Родион Щедрин однажды был членом жюри фестиваля, в этом году он получал премию за лучшую работу композитора в музыкальном театре, поэтому знал, как сложно получить эту награду: "Победители определяются тайным голосованием, все члены жюри – профессионалы, но эстетические позиции у всех разные".
Олег Басилашвили (он в том числе был соперником Александра Хрякова в номинации "Лучшая мужская роль в драме") искренне обрадовался: "Я не ожидал, что получу эту награду, потому что такое количество мужских номинаций, такие блестящие артисты, замечательные артисты, великолепные работы". На "Лучшую женскую роль в драме" номинировалась Алиса Фрейндлих. Но ни она, ни наша Наталья Макарова в этой номинации не победили – "Маску" вручили Полине Агуреевой.
Зато победил дуэт Александра Хрякова и Натальи Макровой – он получил специальную "Маску" от жюри драматического театра и театра кукол. Вторую такую же "Маску" получил "Берег утопии" РАМТ – спектакль, признанный одним из главных событий в российской театральной жизни этого года. А в прошлом году ее дали режиссеру Валерию Фокину за возрождение Александринского театра. Так что у нас отменная компания.
Вообще, если проследить за географией "Золотой маски-2009", то получается: лучшие драматические театры России находятся в Москве, Петербурге. И вот еще в Барнауле был.
Выражаем благодарность оргкомитету фестиваля "Золотая маска" и лично Марии Бейлиной.
Справка
Руководство Алтайского краевого драмтеатра и управления по культуре Алтайского края воздержалось от официального поздравления актеров с победой на главном театральном фестивале страны. Нижний Новгород встречал Золотаря и Макарову как героев – ликующими сюжетами во всех областных СМИ, а в театре на всех этажах повесили фотографии Натальи Макаровой и Александра Хрякова, которого там даже не знают.
Роман Должанский,
председатель экспертного совета фестиваля "Золотая маска":
"Войцек" из Барнаула – это пример того, как интересный режиссер вступил в конфликт и с городом, и с труппой, создав им интересный спектакль. И из-за этого же спектакля лишился этого театра.