Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Фотофакты. Алтайский актёр Амаду Мамадаков рассказал о съемках фильма «28 панфиловцев»

В конце ноября в прокат выходит народный фильм «28 панфиловцев», в котором одну из ролей сыграл уроженец Республики Алтай Амаду Мамадаков. В интервью порталу Pravda.ru киноактёр рассказал о том, как снималась эта картина, а также о том, что отечественному кинематографу не хватает души.

Амаду Мамадаков в фильме "28 панфиловцев".
Амаду Мамадаков в фильме "28 панфиловцев".
vk.com/kino28panfilovcev

— В фильме «28 панфиловцев» у вас была какая-то подготовка к роли?

— Была большая подготовка у основной группы. Я-то приехал, отснялся и уехал. Но видел, как они работают, что придумывают. Это очень увлекательно. Я как только услышал про этот проект, сразу захотел попасть в него, хоть кого сыграть. И мне повезло — позвали на небольшой эпизод. Одно удовольствие было оказаться в этой команде интереснейших ребят, которые что-то такое задумали.

Сейчас даже землю найти для съемок, вырыть окопы и взрывы делать — очень сложно, никто свою землю не даст взрывать. Плюс еще надо отыскать место без высоковольтных столбов, без современных построек. Еле-еле нашли под Санкт-Петербургом такое.

Вырыли окопы, а денег на компьютерную графику нет. Так ребята сделали из фанеры фигуры танков — коробки такие, зеленым покрасили. И бегали по полю, неся на себе эти конструкции. Вот так: я в окопе сижу, смотрю, а они бегают с картонными танками.

Но это, по большому счету, не такие уж значимые проблемы, если есть хороший, глубокий сценарий. А если в сценарии изначально нет правильной истории и основа — спецэффекты, все выстроено на монтажных картинках, все так настроено… Мы уже испорчены этим, клиповое мышление у нас развито. Мы не можем долгие кадры смотреть, к сожалению, так же, как не можем долго книги читать. Киношники напрямую в плену этого.

— А сам актер может додумать то, что сценарист не написал или режиссер не доработал? Если сценарий плохой, вы можете вытащить свою роль?

— Я уже привык, что для меня ролей не пишут в нашем кино. Так, обычно — азиат, китаец, чукча. И все. А что он там делает? У режиссера — 30 серий в голове, некогда ему со мной возиться. В одном сериале предложили: очень хотим с тобой поработать, есть роль кавказца, ты должен что-нибудь придумать. Я говорю: какой из меня кавказец? Не получится, давай переписывать. Придумал переписать роль под тувинца. И привозил собственный реквизит, дорабатывал свою роль, что-то увеличивал. Я постоянно занимаюсь этим в нашем кино.

— Наш фильм «Сталинград» в плане спецэффектов сравним с голливудским, очень зрелищный. Но все же я бы не назвала его российским военно-патриотическим фильмом. Не хватает чего-то…

— Души. Мы-то видели и другие фильмы — «Освобождение», «Белорусский вокзал», «Женя, Женечка и Катюша»… И поэтому у нас есть представление вот такое. У актеров того времени были другие глаза на экране. Это не сыграешь, мне кажется. Потому что поколение выросло уже другое.

И сегодня, когда мы обращаемся к военной тематике, к Великой Отечественной войне, то эффектно используем новые технологии, американские приемы. А души нет, актеров с такими глазами уже нет.

Тебя загримировали, и ты после обеда на съемочной площадке с сытым взором играешь войну. Ну, понятно, работаешь над собой, пытаешься вжиться в образ, но дело еще в том, что современный сценарный материал и не предполагает какой-то глубины. Он изначально рассчитан на спецэффекты. То есть уже другой формат.

«Сталинград», по моим ощущениям, специально рассчитан на западную аудиторию. И скорее всего это был такой коммерческий проект. Не для российских кинозалов.

— Должна ли быть государственная политика в отношении кинематографии, поддержка кино?

— Я думаю, давно пора уже. Пока же нас, как ЖКХ, постоянно куда-то отодвигают. Надеюсь все же, долго так не будет продолжаться. Ведь сейчас до армии у государства руки дошли — получается, и хорошо получается. А я помню, военные тоже своего часа ждали с 1990-х годов. Долго ждали.

Когда сериал «Солдаты» выстрелил, в народ пошел, я гадал: почему успех? Вроде не вкладывалось туда никаких денег, это придумано было случайно, как хулиганство своего рода, и никто не рассчитывал на удачу. Может, это мое субъективное мнение, но я вижу так: в те времена только ленивый армию не пинал, опустили ниже плинтуса — дедовщина там, прочие страшные вещи…

И вдруг выходит на этом фоне сериал «Солдаты». А народу надо детей отправлять в армию, всех тема волнует. За этот сериал зацепились, начали смотреть. Я потом получал письма от молодых парней: мы думали, что в армии — как в кино, и пошли служить.

Даже сейчас пишут солдаты, похожие на меня: в армии их тут же назвали Вакутагиными, начали подшучивать. И вот они назвались моими братьями. Мол, пожалуйста, для подтверждения отправьте фотографию. Я отвечаю: братишка, служи достойно, пусть там товарищи тебе помогают… И случается, «братишки» потом благодарят за то, что отношение к ним в армии поменялось, они хорошо отслужили и так далее. Такое вот кино.

Справка

«28 панфиловцев» — предстоящий художественный фильм Андрея Шальопы о подвиге советских бойцов при обороне Москвы в 1941 году. Съёмки начались 4 октября 2013 года в павильонах киностудии «Ленфильм» и продолжились в 2014—2015 годах. Премьера планировалась на осень 2015 года. В ноябре 2015 года в интервью Дмитрию Пучкову режиссёр фильма рассказал, что фильм выйдет в 2016 году. В официальном трейлере от 30 августа 2016 указана окончательная дата выхода фильма — 24 ноября 2016 год.

В фильме будут представлены действия 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии, находившейся под командованием генерала И. В. Панфилова, которые держали оборону у разъезда Дубосеково и 16 ноября 1941 года отражали атаки немецких танков, прорывавшихся к Москве.

Сбор средств на фильм осуществляется с помощью краудфандинга. Собрав более 30 млн рублей, он стал одним из наиболее удачных краудфандинговых проектов в российском кинематографе. Кроме того, в декабре 2014 года проект выиграл грант от Министерства культуры РФ в размере 30 миллионов рублей.

Досье

Амаду Мамадаков родился 26 октября 1976 года в селе Ело Онгудайского района Республики Алтай. В 1997 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс Владимира Павловича Селезнёва). Один сезон проработал в Горно-Алтайском театре. Вернувшись в Москву поступил на режиссёрский факультет ГИТИС (курс А. Гончарова). С 2002 года служит в театре «Et cetera». Как режиссёр ставит спектакли в других театрах: Горно-Алтайском, театре «Арт-Хаус», ЦДРИ. Преподаёт в национальной Алтайской студии Высшего театрального училища (института) им. М. С. Щепкина.

Снимался в десятках фильмов и сериалов, в т.ч. «Звезда», «72 метра», «Солдаты», «Монгол», «9 рота», «Взять Тарантину» и др.

Заслуженный артист республик Алтай и Тыва.

Справка

316-я стрелковая дивизия (в последствии 8-я гвардейская) была сформирована в Казахской ССР и Киргизской ССР. Командующим стал военный комиссар Киргизской ССР генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. Дивизия участвовала в обороне Москвы в 1941 году. Наибольшую известность получили 28 человек («герои-панфиловцы» или «28 героев-панфиловцев») из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Согласно широко распространённой версии, 16 ноября, когда началось новое наступление противника на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком В. Г. Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек, в советской историографии называемые героями, погибли (позже стали писать «почти все»).

Тем не менее, некоторые историки считают, это эпизод именно с 28 панфиловцами был придуман журналистами «Красной Звезды». Однако это не отрицает факта участия дивизии генерала Панфилова в боях по защите Москвы.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter