В библиотеку было 72 389 личных обращений, 15 процентов запросов на художественную литературу.
Немного о лидерах рейтинга.
- Яхина Гузель «Зулейха открывает глаза»,
- Водолазкин Евгений «Лавр»,
- Иванов Алексей «Тобол. Много званых», «Тобол. Мало избранных», «Ненастье»,
- Рубина Дина «Бабий ветер».
Этих авторов продюсировали и раскручивали их личные друзья, организаторы всероссийской акции «Тотальный диктант». Авторов постоянно показывают по телевизору.
- Акунин Борис «Не прощаюсь…».
Победителей не судят. Литература – это набор клише. Акунин сам говорил: «Я копипастер и использую клише. Переписываю страницами у Гиляровского и Куприна».
- Прилепин Захар «Обитель»,
- Рубанов Андрей «Патриот»,
- Сенчин Роман «Елтышевы».
Выше – «национально ориентированные мыслители», «русские патриоты». Некоторые брили череп и «воевали».
- Достоевский Федор «Братья Карамазовы», «Идиот»,
- Булгаков Михаил «Мастер и Маргарита»,
- Толстой Лев «Война и мир»,
- Солженицын Александр «Архипелаг ГУЛАГ»,
- Шолохов Михаил «Тихий Дон», «Судьба человека».
Это – школьная программа.
- Гарсиа Маркес Габриэль «Сто лет одиночества»,
- Ремарк Эрих Мария «Искра жизни»,
- Оруэлл Джордж «1984»,
- Довлатов Сергей «Заповедник»,
- Аксенов Василий «Таинственная страсть»,
- Брэдбери Рэй «451 градус по Фаренгейту»,
- Стругацкие Аркадий и Борис «Пикник на обочине»,
- Лукьяненко Сергей «Черновик»,
- Кинг Стивен «ОНО»,
- Гейман Нил «Скандинавские боги»
- Киз Дэниел «Цветы для Элджерона»
- Несбе Ю «Макбет»,
- Мориарти Лиана «Тайна моего мужа»,
- Ферранте Элена «Неаполитанский квартет»,
- Фэнни Флэгг «О чем весь город говорит»,
- Тарт Донна «Маленький друг»,
- Вишневский Януш Леон «Одиночество в Сети»,
- Сафарли Эльчин «Когда я вернусь, будь дома»,
- Мойес Джоджо «До встречи с тобой»,
- Трауб Маша «Дневник мамы первоклассника»,
- Джио Сара «Ежевичная зима».
Это модные хипстерские книжки для «илиты». Все авторы пишут складно и писать умеют. «И хорошо, что вообще люди читают, а не водку пьют», как говорят библиотекари.
И напоследок две цитаты.
Василий Аксенов:
Донцова пишет психотерапевтическую литературу, многим людям она дарит хорошее настроение и уверенность в себе. Я уважаю эту на редкость трудолюбивую женщину.
Дарья Донцова:
Я после того, как осталась жива, очень хорошо поняла, что есть «нечто». Давайте это так назовем. В жизни есть «нечто», и это «нечто» нас здесь оставляет до того момента, пока мы выполняем какое-то свое предназначение. А у меня, как я поняла, миссия – дарить людям радость и пытаться сделать их жизнь немножечко более веселой и чуть-чуть их как бы утешить. Мол, все будет хорошо, из любого положения есть выход, не надо сдаваться. Например, если ты заболел, не обязательно, что ты умрешь. Вот как-то так…. Это не миссия. Я– таблетка от депрессии, такой тупой дятел, который долбит, что все будет хорошо. В палате реанимации не захочется читать «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого».
Донцова в нашем рассуждении ни при чем, в рейтинге ее нет, но она обозначает тенденцию. Она говорит дельные вещи. Жизнь в России грустна, и немного отвлечься от свинцовых мерзостей жизни не помешает.
Об авторе
Константин Гришин родился в в 1986 году. Окончил Алтайский государственный университет по специальности «Филолог. Преподаватель». Работает журналистом с 2010 года, специализация – литературная критика. Публиковался в журналах «Алтай», «Ликбез», «Встреча», «Культура Алтайского края», «Алтайская миссия», «Барнаул литературный», «Урал», «Litera Днепр», «Крещатик», «Знамя». Автор книг «Красноармейский проспект», «Для внутреннего пользования», «Сентиментальные буриме». Состоит в Союзе российских писателей и редакционном совете литературного журнала «Алтай».
Константин Гришин