Автоновости

Дороги смерти. Движение в Алтайском крае становится все более опасным

Согласно последним данным ГИБДД, ситуация с безопасностью на дорогах региона ухудшается. Число аварий, погибших и пострадавших за последние полгода выросло. Эксперты называют разные причины, по которым алтайские дороги становятся "убийцами", и не видят предпосылок к скорому изменению ситуации в лучшую сторону.

532 аварии случилось в крае из-за неудовлетворительного состояния дорог.
532 аварии случилось в крае из-за неудовлетворительного состояния дорог.
Михаил Хаустов

В начале апреля межрегиональный общественный центр "За безопасность российских дорог" опубликовал рейтинг регионов, где разделил их на три группы в зависимости от аварийности. Алтайский край попал в "красную" зону с самыми опасными дорогами.

Теперь на основании свежей статистики ГИБДД можно сказать, что наш регион находится на 16-м месте по общему числу ДТП (подробнее о показателях аварийности в Алтайском крае — в инфографике). В Сибири, например, дорожные инциденты случаются чаще только в Красноярком крае, а в соседней Новосибирской области за минувшие полгода случилось на 42,5% меньше ДТП, чем в Алтайском крае. При этом в целом по Сибири и по стране количество аварий, раненых и пострадавших находится примерно на одном уровне.

"Последние два месяца роста нет. Такие цифры — последствия печальных итогов I квартала, — уточняют в отделении пропаганды управления ГИБДД по Алтайскому краю. — Как можем, сдерживаем ситуацию, увеличиваем количество профилактических мер. Если в прошлом году мы провели 889 профилактических мер, акций и рейдов, то в этом сделаем на 6,5% больше — 947. Но не все, к сожалению, зависит от нас". В качестве причин столь высоких показателей в ведомстве называют более строгий подход к статистике (а именно к учету пострадавших) и частые гололеды минувшей зимы.

В свой актив сотрудники ГИБДД могут записать солидное сокращение "пьяных" ДТП (в целом по стране показатель не изменился). В управлении это называют результатом профилактики и ежемесячных рейдов, когда инспекторы могут остановить любую машину, чтобы узнать, не принял ли шофер на грудь перед поездкой. Сейчас, когда растет число ДТП с участием несовершеннолетних, акцент в пропаганде делают на это.

Хорошую динамику сокращения числа аварий демонстрирует другой наш сосед — Республика Алтай. Там их в первом полугодии случилось почти на 20% меньше, чем в январе – июне 2013 года. Как рассказала Наталья Прокушева, начальник отделения ДПС по исполнению административного законодательства отдела ГИБДД по Республике Алтай, сотрудники автоинспекции усилили воздействие на водителей и пешеходов — проводили рейды, раздавали буклеты, давали советы и т. д. Так как большинство переходов сосредоточено всего в двух населенных пунктах — Горно-Алтайске и Майме, сделать это было не так сложно, а эффект получился ощутимым.

Кроме того, в республике наладили систему оперативного административного воздействия: если ваше нарушение зафиксирует камера ГИБДД, штраф вы получите в течение пары дней (в чем корреспондент "СК" не раз убеждался лично). Это, уверена Наталья Прокушева, также дисциплинирует водителей. Кстати, в патрульных машинах республиканского ГИБДД есть терминалы для оплаты штрафов — таким образом можно вполне легально "заплатить на месте".

В январе – июне 2014 года в Алтайском крае произошло 1667 ДТП

  • По вине водителей — 1460
  • По вине пешеходов — 215

Это на 7,5% больше, чем в первом полугодии 2013 года. При этом на дорогах региона погибли 144 человека (+5,1%*) и получил ранение 2091 (+9,5%).

* В скобках даны изменения показателей по отношению к 2013 году.

Всего в I полугодии 2014 года в России произошло 83 773 ДТП (-0,7%*), в которых погибли 10 835 человек (+2,8%) и пострадали еще 106 088 (-1,7%).

По Сибирскому федеральному округу цифры такие:

11 251 ДТП (-1%), 1 478 (+5%) смертей и 14 324 (-2,6) раненых.

По количеству смертей на дорогах в расчете на каждые 100 тыс. жителей показатель Алтайского края на 14,9% превышает общероссийский.

1460 аварий (87,6%) произошло по вине водителей (+9%). В них погибли 119 человек (-4%), 1899 — ранены (+11,6%).

74 ДТП (5,1%) случилось по вине пьяных водителей (-17,8%). Погибли 10 человек (-37,5), ранены — 95 (-24%).

112 дорожных происшествий (7,7%) состоялось из-за нарушений ПДД водителями автомобилей юридических лиц (-3,4%). В таких авариях погибли 7 человек (-34,6%), ранен — 141 (-9%).

215 аварий (12,9%) произошло по вине пешеходов (-11,2%). Погиб 31 человек (+10,7%), ранены — 199 (-11,6%).

197 инцидентов (11,8%) произошло с участием детей (+21,6%). Погиб 1 ребенок (-50%), ранены — 209 (22,9%)

7 ДТП (0,4%) произошло из-за технически неисправных машин (-22,2%), погиб 1 человек (-50%), ранены — 7 (-22,2%).

532 аварии (31,9%)случилось из-за неудовлетворительного состояния дорог (+17,2%). В них погибли 32 человека (+18,5) и 653 ранены (+13,4%).

80 водителей скрылись с места происшествия (+17,6%).

532 аварии случилось в крае из-за неудовлетворительного состояния дорог

Мнения экспертов

Лариса Мищенкова, руководитель Барнаульского центра высшего водительского мастерства:

— Как вы думаете, почему ситуация с безопасностью на дорогах Алтайского края ухудшается?

— Ситуация будет только ухудшаться в ближайшее время, и, к сожалению, повлиять на этот процесс ни ГИБДД, ни автошколы не смогут. Я часто спрашиваю людей, в том числе наших выпускников: "С какой скоростью вы двигаетесь по трассам?" Отвечают: 140–150 км в час. А если я говорю, что это очень опасно, они мне: "Нет, все нормально, все так ездят". У людей просто отсутствует чувство опасности.

Сейчас для многих автомобиль — это средство самореализации, способ кому-то что-то доказать. При этом за рулем оказываются те, кто вырос в 90-е. Их менталитет очень жесткий, они хотят показать себя, свою крутизну, бесстрашие. Более того, их манеру езды унаследуют их дети, поэтому я говорю, что ситуация в ближайшее время не улучшится. Но, я думаю, мы придем к тому, чтобы, как раньше, учить детей на права еще в школе, чтобы грамотные люди с юных лет демонстрировали им правильный подход к вождению. Надо целенаправленно с детства прививать дорожную безопасность.

А пока ни страшными картинками, ни ужасными примерами, ни статистикой я не могу подействовать на наших курсантов. Насколько я тонко к этому ни подхожу, как они сами ко мне ни прислушиваются, но, когда выезжают на дорогу, менталитет берет свое.

— Что можно сделать властям и ГИБДД для того, чтобы число аварий не росло, а сокращалось?

— Если бы за превышение скорости на 20 км в час отнимали права хотя бы на три месяца, это помогло бы снизить скоростной режим. Ведь именно его нарушение и приводит к трагическим последствиям. Где есть превышение — обязательно тяжелые последствия. Не знаю, почему не идут на такие меры. Может быть, боятся протеста автомобилистов. Это было бы очень действенной мерой, потому что штрафы на водителей с большими доходами совершенно не действуют.

— ГИБДД постоянно проводит рейды и профилактические мероприятия. Имеют ли они эффект?

— Мы вместе с ними проводим разные акции, и я знаю ситуацию изнутри и могу сказать, что для своей численности — а после реформы полиции сотрудников ГИБДД стало значительно меньше — они делают очень много. Но в итоге этого оказывается недостаточно. Хотелось бы больше пропаганды, агитации безопасного поведения за рулем и патрулей на дорогах.

Андрей Аксенов,
руководитель отдела технических экспертиз и оценки "Регионального центра экспертиз “Экспертком”":

Известно: безнаказанность порождает вседозволенность. Сотрудники ГИБДД практически не штрафуют за нарушение правил маневрирования, перестроения, рядности движения. А это наряду с обгоном и непредоставлением приоритетного права проезда — основные причины ДТП. С 1992 года меня лишь однажды остановили за невключенный поворотник (у меня перегорела лампочка). В то же время инспекторы охотно ловят нарушителей скоростного режима — это проще зафиксировать и сложнее оспорить. А между тем само по себе превышение скорости не является причиной аварий, оно лишь отягощает последствия.

Еще один важный фактор: техническое состояние автомобилей. Недавно техосмотр передали страховщикам, и они к этой обязанности относятся наплевательски. В результате на дорогах по-прежнему ездят сотни развалюх.

В то же время на подъеме тюнинг-движение. И "прокачанные" машины иногда представляют не меньшую, а, может быть, даже большую опасность. Люди ставят мощные двигатели, турбины, ненадлежащего размера колеса, изменяют характеристики подвески. В результате агрегаты и узлы автомобиля зачастую не соответствуют по характеристикам друг другу, улучшение одних характеристик, например разгонной динамики, может отрицательно сказаться на других. Например, на управляемости и динамике торможения. И это периодически приводит к печальным последствиям.

Ярослав Долинский,
начальник управления федеральных автомобильных дорог "Алтай" Росавтодора:

На федеральных трассах у нас, к сожалению, в последние три года произошел небольшой рост аварийности, в пределах 5% ежегодно. Но есть значительное снижение по погибшим. Однако кардинально изменить ситуацию пока не удается. Прямой зависимости между качеством дорог и числом аварий нет: сейчас мы много вкладываем в ремонт федеральных трасс, их качество с каждым годом улучшается, но это никак не сказывается на аварийности, ведь на участках с хорошим ровным покрытием скорость чувствуется слабо. Хороший эффект дает только создание четырехполосных дорог с разделением потоков. Но у нас, к сожалению, не так много денег на это.

Цифра

257 нарушений ПДД со стороны водителей скутеров, мотоциклов и велосипедов зафиксировали во время рейда 19 и 20 июля сотрудники ГИБДД.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость