Жизнь

Не страшны ей ни холод, ни ветер

В селе Кызыл-Озек, что неподалеку от Горно-Алтайска, заканчивается строительство часовни для российской антарктической станции "Беллинсгаузена".

12 сентября мы попали в настоящее царство кедровых срубов. Воздух основы вокруг них был пропитан терпким кедровым ароматом. Здесь стояли срубы будущих шикарных дачных домов, туристических отелей под старину, бань.

- Вот, к примеру, сруб к даче Евдокимова, - кивнули плотники. - Только, говорят он теперь от него отказался, деньги на что-то другое понадобились.

Будущая часовня смотрелась посреди прочих срубов настоящей царевной. Краснодеревщики заканчивали отделку главки, похожей на луковицу.

Сруб для часовни стали делать в конце марта. Рубили его самые опытные плотники, Павел Заньков и Анатолий Борисов. Они первыми в Горном Алтае стали рубить необычные дома. На их счету более 50 экзотических дачных домиков.

У Павла И Анатолия уже есть свои профессиональные секреты. Даже топоры у них не простые, а сделанные у аса-кузнеца, который живет в Горно-Алтайске.

- После закалки Николая Петровича можно лет пять-шесть работать одним топором, - пояснил Анатолий Борисов.

Работали плотники и в жару, и в дождь. Каждый день к ним проходил местный архитектор Кирилл Хромов. Остальные проверяющие наведывались по два раза в неделю.

Нижние четыре ряда часовни сделаны из лиственницы. Потом идет кедр. Плотникам нужно было сделать в срубе потайные замки и прочие хитрости.

Пока рубили, приходило много зевак. Однажды кто-то привел к стройке экскурсию американцев. Те щелкали фотоаппаратами, но не верили, что часовня строится для Антарктиды.

В июне плотники закончили свою работу, и за дело взялись краснодеревщики Владимир Корчуганов и Валерий Унучаков. Полтора месяца они делали изящные главки часовни. Отделывать их было непросто. В самой большой главке, к примеру 410 деталей и порядка двух тысяч шурупов. Шурупы специальные, нержавеющие. Ими прикручивались специальные лемехи.

Мы стали свидетелями исторического момента: Валерий и Владимир прикрутили последний лемех к последней главке.

- Лемехи сделаны из осины, - рассказали ребята. - Как и в Кижах, которые уже 400 лет стоят. Осина на холоде "каменеет" и становится очень устойчивой против влаги. В старину все делали из этого дерева.

А любимое дерево и плотников, и краснодеревщиков - кедр. Царь-дерево, не гниет и текстура красивая, - с уважением говорили строители.

- На днях привезут иконостас, -  поделились Унучаков и Корчуганов. - Его мастер из Усть-Коксы делает.

В ноябре оба краснодеревщика в составе большой экспедиции поплывут со своим детищем к станции "Беллинсгаузен".

- С нас уже и мерки сняли, - поделились ребята. - Чтобы одеть туда потеплее.

Часовню доставят в Антарктиду в разобранном виде. В ноябре там будет антарктическая весна.

А пока краснодеревщики доделывают последние штришки. Александр Шмидт, главный конструктор часовни, в срочном порядке думает, как спасти часовню от ураганных ветров. Шмидт предложил протянуть от фундамента до самого шпиля цепные тяги, как в Останкинской телебашне. Это как бы натянет шпиль изнутри, и никакие ветры ему не будут страшны.

Плотники и краснодеревщики из Кызыл-Озека убеждены, что часовне, сделанной из алтайского дерева не будут страшны ни холода, ни ураганы шестого ледового континента.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость