Экономика

«Алтайские макароны варятся в собственном соку»

Компания «Алтайские макароны», выпускающая макароны под маркой «Алмак», в феврале нынешнего года достаточно громко заявила о себе, рассказав о планах поставок своей продукции в Африку. Но пока этот проект так и остался нереализованным. Поэтому разговор корреспондента «ВД» с генеральным директором компании Борисом БЕНЬКОВСКИМ в основном касался причин замораживания поставок в Африку, а также перспектив выхода компании на рынки других стран.

Как выяснилось, компания в качестве партнеров готова рассматривать как Китай, так и Казахстан. Но пока география продаж ограничивается только Россией в силу высоких транспортных издержек и растущей конкуренции.

«Африканский проект пока застыл»

- Борис Львович, некоторое время назад шла речь о выходе компании «Алтайские макароны» на африканский рынок. В какой стадии этот проект находится сегодня?

- В этом году мы начали вести переговоры с одной итальянской фирмой, через которую планировали поставлять наши макароны в Африку. Сейчас наше сотрудничество все еще находится в стадии переговоров. Видимо, нашим зарубежным партнерам не удалось найти общего языка с руководством порта в Новороссийске и им просто надоело пробивать портовые барьеры. Я думаю, итальянцев ошеломили условия, которые поставили новороссийцы. Поэтому переговоры застыли. А наша логистика, стоимость продукции, издержки по перевозки макарон в Африку итальянских специалистов устраивали.

- Этот проект имеет будущее?

- Пока об этом трудно говорить. Для нас этот проект интересен. Мы планировали поставлять в Африку 200-300 тонн продукции в месяц.

- Какие еще зарубежные рынки привлекают компанию в плане экспорта?

- Прежде всего надо сказать, что мы очень трезво оцениваем свои территориальные позиции. В Алтайском крае большинство вариантов экспорта равны нулю просто из-за астрономических транспортных издержек. При экспорте, например, муки они составляют около 25-30% от стоимости продукции, плюс таможенные и портовые сборы. Поэтому иллюзий мы не строим.

В принципе можно говорить о поставках макарон в Монголию и Китай. Но рынок Монголии настолько мал, что его трудно назвать перспективным. Если на нем будет присутствовать хотя бы три-четыре игрока, уже будет тяжело конкурировать. Поэтому мы как о перспективном партнере скорее всего будем думать о Китае.

- На рынок этой страны легче пробиться?

- Нет, я бы так не сказал. Китай старается быть полностью самостоятельным в своей продовольственной политике. Эта страна старается все производить сама, стремится закупать передовые технологии. Для нас преимуществом является то, что Китай, закупая мельничное и макаронное оборудование, ставку все же делает на сырье, а не на готовую продукцию. Но пока выход на рынок Китая - это только задумки.

- В таком случае рассматриваете ли вы в качестве перспективных в плане экспорта страны СНГ?

- Поставки в страны СНГ более реальны. Сегодня мы уже разрабатываем стратегии выхода на эти рынки и уже экспортируем макароны в Белоруссию. Но есть причины, которые тормозят этот процесс. Например, с Казахстаном все намного сложнее, чем с Белоруссией. Эта страна благодаря собственным каналам поставки, связям и «родственному» менталитету пытается снабдить продукцией Узбекистан и Таджикистан. Российская продукция при этом ни в качественном, ни в ценовом отношении казахстанской не проигрывает. Существуют чисто политические моменты, которые надо решать не нам, а правительству.

- В решении проблемы может помочь секция зернопереработчиков, созданная при ассоциации «Сибирское соглашение»?

- Мы создавали секцию, чтобы быть услышанными. Если правительство не услышит обращения даже от имени МАСС, то все наши потуги бесполезны. Тогда надо обращаться напрямую к президенту. «Сибирское соглашение», конечно, не панацея. Это трибуна очень высокого уровня, с которой вынуждены считаться в силу экономических, политических и иных аспектов. И мы стараемся избежать на ней болтовни и лозунгов. Только консолидированные решения и требования. А насколько они будут услышаны - покажет время.

«Дорогая транспортировка тормозит экспансию»

- Возвращаясь к теме привлекательных рынков, скажите, как вы оцениваете с этой точки зрения внутрироссийский рынок?

- Мы изначально позиционировались как производители и поставщики макарон для российского потребителя, поэтому этот рынок для нас является родным и перспективным. Наша основная задача - сделать продукт наиболее качественным и доступным по цене и при этом не уступающим мировым и российским брэндам. Мы поставляем макароны в Москву и Калининград. Но и здесь нельзя забывать о том, что мы будем в выигрыше до тех пор, пока структуры этих городов всерьез не займутся производством. Конкурировать, например, с краснодарскими производителями, имея почти два рубля за транспортировку от цены килограмма продукции, очень сложно. При одинаковой себестоимости переработки и входного сырья эти производители всегда будут в более выгодном положении, чем производители Алтайского края. В ближайшей перспективе мы не задумываемся об освоении новых региональных рынков. Но в сибирских городах - Томске, Новокузнецке, Кемерове и Омске - надеемся занять очень прочные позиции.

- На новосибирский рынок вы уже вышли, заключив соглашение с компанией «Холидей-классик». Как вы оцениваете результаты работы?

- Занятые позиции в «Холидей-классик» превзошли все ожидания. Сегодня мы имеет показатели стабильных продаж - 20 тонн макарон в месяц. При этом бюджет рекламной кампании на продвижение и раскрутку алтайских макарон был весьма небольшим - сейчас мы потратили на продвижение порядка 400 тысяч рублей. Мы делали ставку на качество продукции и предпочтения покупателей и не ошиблись.

- Что в целом можно сказать об уровне продвижения макарон «Алмак» по стране?

- Мы представлены довольно широко в регионах. Есть регионы, где агрессивная политика местных производителей не позволяет нам туда заходить. И, безусловно, остается вопрос дороговизны транспортировки. Тем не менее планы по дальнейшей экспансии у нас есть. Например, недавно мы проводили переговоры на предмет дилерства в Красноярском крае. Нашими красноярскими партнерами было сказано, что алтайские макароны по качеству как минимум не хуже красноярских. Были высказаны пожелания по поставкам макарон в этот регион. Также поступают предложения из Новосибирска. На руку нам теоретически играет и тот факт, что импорт макарон в Россию по сравнению с 2001 годом уменьшился более чем в пять раз - с 370 тысяч тонн до 67 тысяч тонн в год. Но на практике все выглядит несколько иначе.

«Мы рассчитываем на местный рынок»

- На практике получается, что привлекательными остаются прежде всего местный и региональный рынки?

- В первую очередь - да. Пока, к сожалению, алтайская макаронная продукция, что называется, варится в собственном соку. Нам приходится рассчитывать прежде всего на региональный и местный рынок. По краю макароны «Алмак» занимают, согласно результатам проведенного нашей компанией исследования, 55-56% рынка. Это происходит во многом за счет сотрудничества с компанией «Мария-Ра». Она очень серьезно продвигает нас в этом направлении.

- Вас устраивает политика «Мария-Ра» в отношении поставщиков продукции. На это жалуется много производителей?

- Политика этой торговой сети не уникальна. По таким же принципам свои отношения с поставщиками выстраивают многие торговые сети. Между тем эти надбавки довольно серьезные - на нашу продукцию она составляет 30%. У нас же рентабельность - в пределах 15-20%. Но мы довольны своими отношениями с этой компанией. Видимо, «Мария-Ра» самой невыгодно терять нас в качестве партнера.

- Почему?

- Мы фасуем нашу продукцию в упаковку «Мария-Ра», то есть на самом деле это наши макароны. Им, наверное, было бы невыгоднее потерять наш брэнд, чем нам - их. Всего только около 5% производимой нами продукции реализуется через эту торговую сеть, а остальное идет за пределы края.

- Недавно холдинг «Русское поле», в который входит ваша компания, открыла свое собственное представительство в Барнауле. Но продукция компании реализуется под брэндом «Алмак». Почему?

- «Алмак» - брэнд на несколько порядков более раскрученный, чем брэнд «Русское поле». Чтобы не раскручивать два брэнда одновременно, мы пошли по другому пути, который, кстати, нам продиктовал сам рынок. Муку, произведенную «Русским полем», мы реализуем под более известным брэндом «Алмак». И результат в этом случае оказался намного выше, чем мы могли ожидать, если бы выпустили на рынок муку «Русское поле». В перспективе, безусловно, есть планы добиться такой же узнаваемости, как «Алмак», и для брэнда «Русское поле».

- Можно прокомментировать в цифрах уровень раскрученности брэндов вашей компании?

- В августе нам поступило заказов на реализацию 600 тонн муки «Алмак» только в Барнауле. А «Русского поля» мы продавали по всему краю 100-200 тонн. Перед нами стоит задача в объемах 20% продавать брэндованной муки «Алмак» мелкой фасовки. Имея общий потенциал производства 8 тысяч тонн в месяц, мы должны реализовывать брэндованной муки порядка 1600 тонн. Из них 600-700 тонн должно идти на Барнаул.

- На Алтае есть еще несколько известных макаронных брэндов – «Гранмулино», «Мельник». Как вы оцениваете их с точки зрения конкуренции?

- Мы чувствуем себя достаточно уверенно в конкуренции с этими марками. Мы находимся в лидерах по представлению продукции на полках магазинов. На рынок Бийска, например, мы вошли раньше других марок и потому чувствуем себя там уверенно.

«Надо вкладывать деньги в достойных»

- Вопрос по благотворительной деятельности. Помощь компании «Алтайские макароны» краевому Театру драмы широко освещалась в прессе. Это было сделано для поднятия имиджа компании?

- Эта акция едва ли как-то повлияла на имидж компании хотя бы потому, что мы свели информацию о ней к минимуму в силу наших принципиальных убеждений. Владимир Мордвинов, директор театра, настоял на том, чтобы реклама компаний, входящих в попечительский совет, в том числе и нашей, в обязательном порядке шла перед спектаклем. Нам не удалось его убедить избежать этого.

- Почему вы настаивали на неразглашении этой помощи?

- Я глубоко убежден, что вкладывать силы и средства надо в структуру, которая достойна этого, имеет хотя бы базу. Драмтеатр этим требованиям соответствует, имея серьезные традиции и очень солидный статус. Но его финансовое положение просто катастрофическое. Необходимо дать толчок, привлечь внимание к нуждам театра. Наша задача - сделать правилом хорошего тона для любой компании быть в центре событий театрального искусства. На последнем попечительском совете нам удалось привлечь к поддержке театра и реализации его творческих инициатив массу новых структур. На это предложение уже откликнулись не фирмы-однодневки, а предприятия, которые видят перспективы развития общества.

- Вы можете сказать, на что именно направляете свою помощь?

- Мы решили все вложения в этом году направить на финансирование нового «культурного продукта», то есть постановку спектаклей. Самое главное - что театр делает, а не как выглядит. Хотя первоначально планировалось ремонтировать актовый зал. Но потом решили акцентировать внимание на обновлении «творческого рациона». Если не наполнить театр содержанием, его форма мало что изменит. Но планы по реконструкции мы тоже собираемся воплощать в жизнь.

- Сколько вы тратите на поддержку театра?

- Около 300 тысяч рублей в год.

Кто такой Борис Беньковский

Борис Львович Беньковский родился 7 марта 1958 года в Одессе. Имеет два высших образования. В 1980 году окончил биологический факультет АлтГУ по специальности «Преподаватель биологии и химии». В 1989 году окончил Всесоюзный заочный институт пищевой и перерабатывающей промышленности по специальности «Инженер-технолог по переработке зерна». Работал в Алтайском научно-исследовательском и проектно-технологическом институте животноводства, Алтайском краевом управлении хлебопродуктов, на Алейском комбикормовом заводе.

В 1994 году был назначен исполнительным директором производственной фирмы «АЛТАН». В 1997 году занял должность коммерческого директора предприятия «Алтайские макароны». С 2002 года является генеральным директором компании «Русское поле». В мае 2004 года «Русское поле» приобрело контрольный пакет акций предприятия «Алмак», и Борис Беньковский стал генеральным директором «Алмака». Женат, имеет двоих взрослых сыновей.

Что такое «Алтайские макароны»

Предприятие по производству макаронных изделий в Барнауле было построено в 1942 году. В 1992 году оно было приватизировано и переименовано в «Алтайские макароны» («Алмак»). Основной вид деятельности - выпуск макаронной продукции. Размер уставного капитала предприятия составляет более 6,5 млн. рублей. Сегодня в «Алмак» входит около 20 отдельных структурных подразделений. На предприятии работают 234 человека.

Ассортимент продукции состоит из двух групп макаронных изделий - из твердых и мягких сортов пшеницы. «Алмак» выпускает более 50 видов макарон. На предприятии установлены три автоматических линии по выпуску макаронной продукции итальянской фирмы «Паван Мапимпьянти», общая производительность которых составляет 5,6 тонны в час. В I квартале 2005 года выручка предприятия составила 139,6 млн. рублей.

Что входит в «Русское поле»

Агропромышленный холдинг (АПХ) «Русское поле» создан в 2004 году. В АПХ входят компании «Алтайские макароны» («Алмак»), «Агроинвестстрой», «Алтайагропромспецпроект», мельницы «Алтай-злак» в Благовещенке и «Русское поле» в Топчихе. Компания специализируется на выпуске муки. Общая производительность двух мельниц составляет 450 тонн продукции в сутки. Компании «Русское поле» принадлежит 79,80% акций компании «Алтайские макароны».

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость