Экономика

Брэнд напрокат

У развития франчайзинга в регионах России есть масса препятствий - пока еще недостаточная прозрачность бизнеса, нестабильность экономики, нехватка инвестиционных ресурсов, что в первую очередь связано со сложностями в получении банковских кредитов. Но несмотря на все трудности, франчайзинг постепенно завоевывает позиции и на алтайском рынке. Мы решили предоставить слово представителям местных предприятий, для которых процедура получения франшизы теперь уже в прошлом.

Прав меньше, чем обязанностей

На сегодняшний день московская фирма "1С", занимающаяся разработкой программных продуктов, имеет уникальную по российским масштабам франчайзинговую сеть. "1С" в первую очередь интересуют партнеры, не просто продающие ее продукты, но и имеющие опыт до- и послепродажного обслуживания клиентов, внедрения и сопровождения программ. В Алтайском крае первой франчайзи "1С" более семи лет назад стала компания "Байт". С тех пор этой компьютерной фирме удается выдерживать довольно жесткие требования московского франчайзера.

Аурика Лагутина, руководитель направления "1С" компании "Байт": "С моей точки зрения, договор франчайзинга носит достаточно формальный характер. И, по моему, "1С" так же формально подходит к контролю за его исполнением. Сам договор "сухой", то есть там строго прописано, что должен делать франчайзи, каковы его обязанности. Скажу честно, прав у нас немного". По словам Аурики Лагутиной, согласно договору "Байт" обязан не продавать программы конкурентов "1С", аналогичные по своим функциям, например, продукту "1С: Бухгалтерия". "Если мы начнем заниматься реализацией, предположим, программы "Бест", франчайзи это отследит, для начала приостановит действие договора, а затем и вовсе может его расторгнуть, - пояснила Аурика Лагутина, - чтобы стать франчайзи двух компаний, необходимо создать два независимых юридических лица, с разными адресами, телефонами и персоналом. Хотя учредитель у этих юрлиц может быть один".

Вторым условием, которое было выдвинуто при заключении договора, стало обязательство "Байта" продавать программные продукты франчайзингового ассортимента по рекомендованным компанией "1С" ценам. Любые попытки демпинга отслеживаются франчайзером, производится контрольная покупка с оформлением всех счетов, после чего на франчайзи может быть наложен штраф. Штраф выписывается и при неисполнении заданного франчайзером объема продаж. "Фирма-франчайзи должна продавать 50 "коробок" "1С" в квартал. Причем, речь идет не о каких-то конфигурациях программ, а о так называемых "ядрах" - "1С: Зарплата", "1С: Торговля", "1С: Бухгалтерия". Если квартальный план не выполняется, франчайзи перечисляет "1С" штраф в размере 100 долларов, - рассказала Аурика Лагутина. - Интересно и то, что можно продать 50 относительно дешевых "коробок" с самой простой стандартной версией, а можно реализовать три очень дорогие "коробки". Тем не менее, сумма выручки компанию "1С" интересует мало, больше - количество проданных "коробок".

Интересно, что "1С" не требует от "Байта" перечисления роялти. Барнаульская компания закупает программные продукты "1С" по договорной цене, франчайзер сам проводит рекламные акции на федеральном уровне, дополнительно погашая 20% затрат "Байта" на рекламу. Правда, делается это после строгого и длительного согласования рекламного проекта. На этом преимущества франчайзи не исчерпаны. Обычные дилеры не продают сложных сетевых версий "1С", поскольку не имеют аттестованных специалистов и опыта сопровождения и внедрения подобных программ. У "Байта" такой опыт есть, но появился он во многом опять благодаря франшизе "1С".

Главное - стандарты

Франчайзинг на рынке недвижимости - до сих пор факт редкий. Между тем, в Барнауле полтора года работает компания "МИЭЛЬ-недвижимость", являющаяся франчайзи одноименной московской компании, которая уже 12 лет занимается оказанием риэлторских услуг. Валерий Фоменко, директор барнаульской фирмы, которая, кстати, также не перечисляет франчайзеру роялти, говорит, что прежде всего в установленном сотрудничестве для него важны профессиональные стандарты работы компании "МИЭЛЬ": "В заключенном франчайзинговом договоре существует пункт, согласно которому юридическое лицо, дающее право использования своего брэнда, может разорвать договор в одностороннем порядке, если франчайзи нарушит переданную технологию работы с клиентом. Существует определенный "миэлевский стандарт", гласящий, например, что юридическая проверка объектов недвижимости перед сделкой является обязательной процедурой. А риэлтор, согласно этому стандарту, отвечает за все, компания "МИЭЛЬ-недвижимость" в принципе не приемлет слово "риэлтор-посредник". Компания берет деньги за то, что находит клиенту покупателя или продавца объекта, клиент платит за свою правовую защищенность, за безопасность сделки и за гарантии, которые он получает. После заключения договора с московской компанией "МИЭЛЬ-недвижимость" для нас стали доступны уникальные стандарты работы, отточенные и проверенные временем. Так что у нас появилась возможность не делать ошибок, основываясь на том опыте, который нам передают".

По словам Валерия Фоменко, в каждый приезд московских специалистов в Барнауле проводятся семинары, на которых идет речь о нюансах этого специфичного бизнеса, о том, как следует действовать при совершении наиболее сложных сделок. "В свою очередь москвичи, общаясь с региональными компаниями "МИЭЛЬ", работающими по франшизе кроме Барнаула еще в Омске и Новосибирске, получают много важной информации, отслеживают динамику рынка недвижимости. Например, после изучения проблемы "Барнаулстроя" они внесли изменения в договоры о долевом строительстве. Это позволило дополнительно защитить клиентов, приобретающих новостройки в столице" - рассказал директор барнаульской компании "МИЭЛЬ".

Валерий Фоменко считает, что при данной форме франчайзинга существенные преимущества получают все стороны: "Определенную пользу уже получили и клиенты компаний "МИЭЛЬ". Например, стали возможны междугородние обмены квартир в Новосибирске, Барнауле, Омске и Москве со стопроцентной гарантией того, что клиент не будет обманут. Уверенность в этом есть потому, что все компании работают по одному стандарту. Очень удобно работать и в плане реализации объектов коммерческой недвижимости. Все это, безусловно, помогает ведению бизнеса и позволяет зарабатывать реальные деньги".

Американский привкус

Опыт работы на территории России сети продажи мороженого "Баскин-Роббинс" - еще один пример успешного франчайзингового бизнеса. "Баскин-Роббинс" даже рекламирует свою франчайзинговую систему, правда, сразу оговаривая, что для нее интересны состоятельные претенденты на франшизу. Франшизный взнос составляет 30 тысяч долларов, плюс лицензионные взносы (4% от валовых закупок мороженого и сопутствующих материалов с фабрики). Необходимо арендовать на срок не менее 5 лет помещение для кафе площадью 60-80 квадратных метров, произвести ремонт в соответствии с дизайном "Баскин-Роббинс" и приобрести комплект стандартного оборудования, отделочных материалов и мебели. Это лишь часть условий, с которыми можно ознакомиться на интернет-сайте международной сети продажи мороженого.

"На кое-какие уступки франчайзер, конечно, идет, - рассказала Надежда Костко, менеджер барнаульского кафе "Баскин-Роббинс", - например, изначально они хотели видеть в нашем городе два заведения под своей маркой. Путем переговоров удалось договориться об открытии одного кафе. Что касается соблюдения стандартов, то здесь контроль очень жесткий. Как видите, мы не продаем продукты питания и спиртное. Стиль заведения выдержан именно так, как в кафе "Баскин-Роббинс" по всему миру". Кстати, если говорить о возможных инициативах по модернизации бизнеса со стороны франчайзи, то здесь "Баскин-Роббинс" остается консерватором. Идеи, конечно, обсуждаются, но так долго, что сами их инициаторы уже предпочитают от них отказываться. Зато выездные проверки франчайзер проводит регулярно. Наибольший интерес представители "Баскин-Роббинс" проявляют к работе персонала. Но Надежду Костко больше волнует не это: "Минус данной франшизы заключается в том, что на наш бизнес влияют различные межнациональные распри. Поскольку люди идентифицируют наше кафе с американской сетью, у нас возникают определенного рода неприятности". Очевидно, менеджер имела в виду недавний случай, когда национал-большевики разбили витражи барнаульского кафе "Баскин-Роббинс".

Вместо эпилога

Так или иначе, но пока фирмы-франчайзи в Алтайском крае можно пересчитать по пальцам. Конечно, гораздо проще скопировать чьи-то технологии или обзавестись вывеской с известным брэндом. Как это, например, происходит в сфере фото-бизнеса. По нашей информации, в Барнауле работает лишь одна фирма, имеющая определенные договорные отношения с производителем фотопродукции. И, похоже, такое положение дел устраивает многих. Например, в территориальном управлении по Алтайскому краю Министерства по антимонопольной политике нам сообщили, что существенных нарушений норм 54 главы Гражданского кодекса, регламентирующей коммерческие концессии (российское название франчайзинга), выявлено не было. Возможно, ситуация изменилась бы с принятием в нашей стране закона "О франчайзинге", в котором были бы прописаны все детали франчайзинговых отношений. Но этот закон пока все блуждает в недрах Госдумы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость