Экономика

Дайте что-ли карты в руки!

На барнаульском рынке банковских пластиковых карт начинается новый виток развития. Выгодные ранее зарплатные проекты, когда "электронными кошельками" обеспечивались тысячи сотрудников больших предприятий, практически исчерпали свой ресурс. В настоящее время банки намерены стимулировать развитие рынка за счет эмиссии кредитных карт и совершенствования дополнительных услуг для обладателей пластика.

Цифры далекие и близкие

Главное управление Центробанка РФ по Алтайскому краю, подводя итоги деятельности краевой банковской системы в 2002 году, с удовольствием отмечало увеличение целого ряда основных показателей местного рынка пластиковых карт. Количество всех эмитированных банками карт возросло в 1,5 раза, число карточек международных платежных систем (VISA, MasterCard/EuroCard и других) увеличилось в 1,7 раза и достигло 24,2 тысячи штук. Количество операций, осуществленных при помощи "электронных кошельков", выросло в 1,2 раза. И наконец, заметно расширилась сеть обслуживания - в 2002 году в крае более чем в два раза увеличилось число банкоматов - с 30 до 65.

Однако сами банкиры на развитие сектора карточек смотрят сегодня с меньшим оптимизмом. Количественные показатели роста не всегда напрямую совпадают с повышением доходности бизнеса. Еще в начале прошлого года банкиры осторожно начинали говорить о том, что зарплатные проекты перестают быть "двигателем" развития рынка. К концу года, по данным журнала "Эксперт", лишь каждый десятый владелец карточки использовал ее в качестве активного платежного средства. Остальные владельцы "пластика" вспоминали о нем лишь в том случае, когда им были необходимы наличные суммы. А поскольку остатки денежных средств на карточках, выданных под зарплатные проекты, невелики, назвать "электронные кошельки" эффективным инструментом привлечения сбережений населения нельзя.

"Можно констатировать, что зарплатные проекты себя практически исчерпали, - говорит Евгений Косса, менеджер по связям с общественностью алтайского филиала банка "УРАЛСИБ", - Для любого банка, желающего внедрить зарплатный проект, крупное предприятие является лакомым кусочком. А таких в крае - немного, и они давно поделены между банками". По оценке специалистов "Сибакадембанка", в Барнауле возможно эффективное размещение порядка 170 тысяч пластиковых карт и в настоящее время этот рынок практически переполнен. "В этой ситуации банки будут заботиться прежде всего о повышении качества услуги для конечного потребителя, к существующим карточным продуктам добавятся новые - кредитование, оплата товаров и услуг, дисконтные программы, оплата коммунальных платежей", - сообщили нам в "Сибакадембанке".

С этим согласен и Андрей Карачев, начальник отдела розничного бизнеса алтайского филиала "Гута-банка". Однако он обращает внимание, что при реализации зарплатных проектов интерес банков может переключиться с крупных предприятий на средние и даже небольшие, с численностью персонала от 150 до 300 человек.

Новая кредитная история

Новый вектор развития рынка пластиковых карт был подсказан, как это ни странно, потребительским кредитованием, которое растет в Алтайском крае как на дрожжах. Достаточно сказать, что краткосрочное кредитование увеличилось по итогам 2002 года на 52%. И хотя потребительский кредит и пластиковая карта - это несколько разные банковские продукты, общая тенденция просматривается весьма отчетливо - люди готовы жить и покупать в кредит. Причем они могут не просто приобретать при участии банка мебель или бытовую технику, но и занимать у него деньги до очередной зарплаты.

Именно кредитные пластиковые карты (подробно о них смотрите в справке редакции) начинают приходить на смену стандартным зарплатным проектам. Некоторые банки ("УРАЛСИБ", "Сибакадембанк", "Сбербанк" и "Гута-банк") с начала года занимаются эмиссией кредитных карточек. Причем потенциал новой услуги они оценивают достаточно высоко.

"В нашем банке сотрудники организаций, обслуживающихся по зарплатным проектам с использованием пластиковой карты "Золотая корона", могут получить определенный лимит кредитования на эту же карточку, т.е. она становится кредитной. Кроме того, мы начали выпускать непосредственно кредитные карты ряда международных платежных систем", - сообщили нам в "Сибакадембанке".

В алтайском филиале банка "УРАЛСИБ" также запущен пилотный проект по выпуску кредиток. "Нет сомнений в том, что активной реализации кредитных карточных проектов следует ожидать в ближайшие годы, - говорит Евгений Косса, - Но все зависит от роста доходов населения. Западные банки шли к внедрению кредитных карточек несколько лет. Мы только начинаем осуществлять их выпуск. Проект достаточно интересный, но рискованный, ведь у большинства частных клиентов нет кредитной истории".

Именно из-за определенной доли риска банки внедряют новый для жителей края вид пластиковых карт весьма осторожно. По прогнозам экспертов, самым модным направлением в этом году должна стать выдача кредитных карт в рамках зарплатных проектов. Причем речь идет о кредитках не для руководящего состава предприятия, а для всех членов коллектива. Лимит кредита будет зависеть от размера ежемесячного дохода клиента. Что касается процентной ставки, то и здесь эксперты отмечают тенденцию снижения. В прошлом году российские банки открывали "кредитки" под 35-40% годовых. В этом они уменьшили ставку до 16-20% (что составляет 1,3-2% в месяц).

Управление счетом на расстоянии

Второй особенностью нынешнего рынка пластиковых карт является развитие дополнительных услуг, предоставляемых их владельцам. Здесь, в первую очередь, следует говорить об открытии ряда информационных проектов различными банками.

21 апреля "Альфа-банк" ввел для своих клиентов новую услугу - "Интернет-банк". Все владельцы поастиковых карт "Альфа-банка", а в Алтайском крае их около 1,5 тысячи, могут управлять своим "электронным кошельком" не выходя из офиса. Через специализированный сайт www.alfacard.ru они могут попасть в "Интернет-банк" и, набрав установленный код доступа, получить любую информацию. Можно, к примеру, узнать остаток денежных средств на карте или просмотреть весь перечень проведенных расчетных операций. Можно даже заблокировать карту через Интернет, если у клиента ее украли. "Мы сделали ставку на круглосуточное управление карточным счетом, - говорит Людмила Боженко, менеджер-консультат отдела клиентского обслуживания алтайского филиала "Альфа-банка", - Ведь для деловых людей очень важно иметь быстрый доступ к карточному счету без лишнего похода в банк, а также надежность и безопасность услуги".

"Гута-банк" еще в начале года презентовал две информационные услуги - "ТелеИНФО" и "Телебанк". Первая предоставляет клиентам возможность бесплатно получать всю информацию о состоянии карта-счета через Интернет или сотовые телефоны, подключенные к мобильным сетям "Би Лайн" или "МТС". Вторая является системой удаленного банковского обслуживания. Клиент "Гута-банка" может через сайт www.telebank.ru совершать многочисленные банковские операции - покупать и продавать валюту, пополнять карта-счет, размещать депозиты и т.д.

Что касается Сбербанка, являющегося признанным лидером отечественного рынка пластиковых карт (по данным на 1 января 2003 года, им выпущено 4,67 млн. карт российской платежной системы "СБЕРКАРТ" и 2,56 млн. карточек международных платежных систем), то он еще год назад представил клиентам аналогичный продукт мобильного доступа к карточке. Это размещенный в Интернете "Мобильный банк".

Бег с барьерами

Беседуя с банковскими специалистами, мы попросили экспертов рынка указать факторы, которые, по их мнению, сдерживают развитие пластикового бизнеса. Их выводы важны и поучительны.

Абсолютно все банкиры указали на слабое развитие эквайринговой сети (эквайринг - расчеты с предприятиями торговли или услуг при помощи пластиковой карты). Выяснилось, что владельцы большинства барнаульских магазинов неохотно соглашаются на установку карточных терминалов, а если и устанавливают, то стараются это сильно не афишировать. Были названы лишь два продуктовых магазина, в которых без лишних усилий можно рассчитаться по пластиковой карточке - "Лакомка" и "28 апельсинов".

"Стагнация обусловлена монополизацией предприятий розничного рынка продуктов питания. А любой монополист вряд ли будет предлагать дополнительный сервис. В связи со слабым развитием эквайринговой сети у населения недостаточно мотивации для использования карты". Это оценка "Сибакадембанка". "Эквайринговая сеть в Барнауле, конечно, подрастает. Ежемесячно 2-3 магазина принимают решение обслуживать клиентов и по пластиковым карточкам. Но у их владельцев нет четкой финансовой заинтересованности в установке терминалов. Ведь резкого прироста покупателей от этого не произойдет", - говорит Евгений Косса.

Еще один негативный фактор - слаборазвитая сеть банкоматов. Их в Барнауле явно недостаточно (около 20). Хотя нельзя сказать, что банки ничего не делают в этом плане. К примеру, "Альфа-банк" в ближайший месяц установит банкомат в гостинице "Барнаул", который будет выдавать клиентам валюту евро. Но большинство владельцев международных пластиковых карт знают, что при обслуживании в другом банке они вынуждены платить комиссионные 3%, что может составить в итоге внушительную сумму и, следовательно, невыгодно.

Третий фактор - приравнивание операций с банковскими картами к расчетам с наличными деньгами. "Сегодня при расчете пластиковой картой взимается налог с продаж, как и при расчете с наличными деньгами. Хотя все понимают, что это безналичный расчет", - высказали нам свое мнение в "Сибакадембанке". Впрочем, уже известно, что со следующего года 5%-ный налог с продаж на территории края действовать не будет.

И последний фактор, указанный банкирами, - это серые зарплатные схемы, которые распространены в среде барнаульских компаний. Из-за высокой ставки единого социального налога некоторые предприниматели предпочитают выдавать зарплату своим сотрудникам "черным" налом, а для бухгалтерской отчетности показывать лишь символический ежемесячный доход. В таких случаях львиная часть доходов наемного работника в "электронный кошелек", разумеется, не попадает. Изменить эту ситуацию можно только путем снижения ставки налога.

Справка редакции

В 2002 году количество выпущенных в Алтайском крае пластиковых карт, по сравнению с 2001 годом, увеличилось в 1,5 раза и составило 150018 штук. 99,9% из них - расчетные, 0,1% - кредитные. Число карт международных платежных систем увеличилось в 1,7 раза и составило 24,2 тысячи штук.

Держателями карт является 3,8% населения Алтайского края. По сравнению с 2001 годом их число увеличилось на 41 тысячу человек, общее число владельцев карт на 1 января 2003 года составляло 149,8 человек. Международные пластиковые карты в прошлом году приобрели 22 тысячи человек.

В течение прошлого года при помощи пластиковых карт было сделано 2,7 млн. различных операций. Объем совершенных сделок с использованием платежных карт в 2002 году составил 5896,1 млн. рублей. Оборот снимаемых с карт наличных средств в пунктах выдачи составил 5,82 млрд. рублей. Оборот в сети торгово-сервисных предприятий составил 75,6 млн. рублей, что равно 2% от общего денежного оборота.

Источник: Главное управление Центрального банка РФ по Алтайскому краю.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость