Экономика

Деньги давать или банкротить? Краевая власть решает, что делать с "Алттраком"

С мая коллектив ОАО "Алтайский трактор" находится в вынужденном простое. Вслед за "Алттраком" вынуждены резко сбавить обороты его поставщики: "Алтайский моторный завод", "Алтайский завод топливных насосов", "Завод алюминиевого литья" и другие. Депутаты краевого Совета 16 июня побывали в Рубцовске, чтобы на месте определить шаги по выводу предприятия из кризиса.

Как кур в ощип

В этом году завод заметно лихорадит. За пять месяцев на "Алттраке" произведено всего 75 тракторов - примерно вдвое меньше, чем год назад. Уже несколько раз главный конвейер запускался, но после непродолжительной работы останавливался на неопределенный срок. Вот и сегодня на предприятии работают только охранники и конструкторское бюро. Более чем восьмитысячный коллектив месяц сидит по домам и ждет, когда его позовут на работу. Начальство обнадеживает: "Еще немного, и найдем деньги". Но ни один банк не отваживается давать взаймы предприятию, у которого почти миллиард рублей долгов.

Собравшиеся в Рубцовске краевые депутаты и представители исполнительной власти региона искали ответ на вопрос: способен ли самый крупный совладелец предприятия - новосибирская компания РАТМ (ей принадлежат 38% акций "Алттрака") реанимировать тракторный завод? Как показалось корреспонденту "СК", ответа они так и не нашли.

Из рассказа первого заместителя гендиректора "Алттрака" Сергея Скулкина выходит, что, купив завод, новосибирцы попали как кур в ощип. Для рентабельной работы предприятия требовалось вложить в него 150-200 млн. руб. Но потом выяснилось, что на ТЭЦ "Алттрака", которая, кроме завода, отапливает большую часть Рубцовска, не было заводского угля. Пришлось на технологические нужды жечь топливо, принадлежащее городу. Когда наступило время за него рассчитаться, РАТМ выложил 100 млн. руб. за уголь, вместо того чтобы потратить их на пополнение оборотных средств завода.

Из этой финансовой проблемы, говорит Скулкин, они до сих пор не могут выйти. В конце прошлого года хозяева РАТМ выделяли 50 млн. руб. на обеспечение работы "Алттрака". И, судя по всему, больше не хотят закачивать свои деньги в завод, стоящий перед угрозой банкротства.

Кто банкротит завод?

Такая осторожность понятна, если принять во внимание, что банкротство инициируется людьми из краевой администрации. Однако, по словам гендиректора "Алттрака" Вечеслава Колосова, руководство РАТМ не рассматривает варианта даже так называемого управляемого банкротства, напротив, оно уговорило наиболее "опасных" кредиторов отозвать иски. И сегодня в службе судебных приставов долг "Алттрака" числится в сумме 20 млн. руб. (а еще недавно составлял 60 млн. руб.). Но высокопоставленный чиновник из краевой администрации, как утверждает Скулкин, помогает неким фирмам из Кемерова скупать долги "Алттрака", чтобы через процедуру банкротства вырвать из завода самый лакомый кусок - ТЭЦ.

В то же время администрация не выполнила взятое на себя обязательство до 1 июня вернуть долги РАТМ за тепло от заводской ТЭЦ, поставленное минувшей зимой городу, - около 50 млн. руб.

"Отдайте долг", - обращался к сидящим в президиуме чиновникам Колосов. И тут же соглашался, что на эти деньги завод долго не протянет. По мнению мэра Рубцовска Артура Дерфлера, в недавнем прошлом руководившего "Алттраком", для того чтобы выполнить контракт на поставку тракторов в Узбекистан и возобновить производство трелевочных тракторов для лесозаготовителей России, нужно как минимум 250 млн. руб.

Судя по дискуссии, развернувшейся между руководством завода и депутатами, будущее "Алттрака" туманно. Первые просили помощи в получении кредитов и включения их тракторов в краевую лизинговую программу. Вторые требовали гарантий возврата кредитов даже не продукцией, а залогом активов РАТМ.

В конце концов депутаты пообещали, что вопрос о финансовой поддержке завода будет вынесен на июньскую сессию. К ней руководство РАТМ должно предоставить доказательства возврата заемных средств и перспективный план развития завода.

Где взять миллиард на новый трактор?

"Алттрак" уже больше 30 лет выпускает тракторы серии Т-4. Эти изделия крайне устарели, плюс низкое качество сборки и комплектующих, вызванное неритмичной работой предприятия, и слабая сбытовая политика. В итоге в прошлом году российским сельхозпроизводителям удалось продать только три трактора. Нынче ни одного. Зато хлопководы Узбекистана покупают их с охотой - ведь именно для Средней Азии трактор и проектировался. Говорят, что узбеки не гоняют, как у нас, трактор за 20 км от села до поля, а везут его на трале. Поэтому там Т-4 выходит из строя значительно реже, случается, работает по 18 сезонов без серьезной поломки.

Владельцы завода задумываются над тем, чтобы со временем передать изготовление Т-4 в Узбекистан, а на освободившихся площадях развернуть производство трактора нового поколения. Работа по его проектированию идет полным ходом и, скорее всего, завершится осенью. Это будет трактор на базе так и не вошедшего в серию Т-250.

По предварительным расчетам, для освоения нового трактора требуется четыре года и 1, 086 млрд. руб. Пока владельцам завода видятся две схемы финансирования проекта. Первая - субвенции из государственной казны. Но в федеральный бюджет-2006 уже не успеть вклиниться. Более реально, считают в "Алттраке", воспользоваться опытом питерских тракторостроителей, которые создавали свой К-3000 за счет средств федерального лизингового фонда. При этом на 30% проект должен быть профинансирован из кармана предприятия или субъекта Федерации.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость