Экономика

Дорожный передел

25 июля президент подписал закон, вводящий в Налоговый кодекс новую главу "Транспортный налог". Это означает, что с 1 января 2003 года предприниматели и юридические лица перестанут быть плательщиками оборотного налога на пользователей автодорог.

Старо предание

Об отмене оборотных налогов в нашей стране говорят уже второй год. Например, вопрос об окончательной ликвидации налога на пользователей автодорог был решен еще летом 2000 года. Подобные планы правительства не должны вызывать удивления. Налог пока еще платят исключительно все организации, независимо от степени использования ими транспортных средств, а его доля от всех налоговых платежей предприятий, по разным оценкам составляет от 5% до 10%. Но, как водится, решался этот вопрос поэтапно. В 2000 году его ставку решено было сократить с 2,5% до 1% и сохранить еще на два года.

Следующим шагом было упразднение с 1 января 2001 года федерального дорожного фонда, федеральной части налога на пользователей автодорог и налога на реализацию горюче-смазочных материалов. Сегодня территориальные дорожные фонды наполняются не только за счет налога на пользователей автодорог (1% от выручки), но и за счет налога с владельцев транспортных средств и субвенций из федерального бюджета.

Сюрприз автовладельцам

Третий шаг правительства подробно обсуждался с начала текущего года. И 25 июля президент подписал закон о внесении в Налоговый кодекс новой главы "Транспортный налог", который заменит собой и налог на пользователей автодорог, и налог с владельцев транспортных средств, и налог на водно-воздушные транспортные средства. Объектами налогообложения по новому налогу станут автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки и т.д.

Ставки нового налога отданы на откуп региональным властям. В законе оговорены лишь рамочные ограничения налога, дифференцированную ставку которого для каждой категории налогоплательщиков местные законодательные собрания смогут поднять или уменьшить, но не более, чем в пять раз. "Транспортный налог будет реально введен только законом субъекта федерации, который не должен будет противоречить федеральному законодательству, в частности новой главе о транспортном налоге", - говорит юрисконсульт юридическо-финансового агентства "Юкола-Консалинг" Алена Коновалова. Предельная ставка будет зависеть от мощности двигателя, как это сейчас практикуется с налогом на владельцев транспортных средств. Так, на двигатель мощностью до 100 л.с. она составит 10 рублей за одну л.с. Налог будет выплачиваться раз в год, а порядок и сроки его уплаты также определят законодатели на местах.

Разумеется, такое объединение налогов в один сократит поступления в территориальные дорожные фонды. По оценкам, которые звучат из уст членов правительства, по всей стране региональные власти только в будущем году потеряют 210 млрд рублей. Поэтому помимо указанных выше нововведений исполнительная власть приготовила и другие, призванные восполнить эти убытки. Правительство проиндексировало специфические ставки акцизов на 15%, за исключением пива, сигарет, бензина автомобильного, дизельного топлива и автомобильных масел. Ставки акциза на пиво проиндексировали на 25%, среднюю ставку акциза на сигареты увеличили на 70%, как и ставки акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильное масло. Одновременно правительство увеличило долю налога на прибыль организации, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ с 14,5% до 16% с одновременным уменьшением доли этого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 7,5% до 6%.

Так что можно констатировать - освободив предпринимателей от вредного для них оборотного налога, исполнительная власть переложила часть тяжести на плечи потребителей и производителей вышеназванных товаров.

Хуже не будет

В Алтайском крае сегодня зарегистрировано 582 тысячи 389 транспортных средств. Из них подавляющее большинство имеет двигатели менее 100 л.с., а, следовательно, их владельцы будут платить по минимуму. Если учесть, что сегодня налог на владельца автомобиля с двигателем менее 100 л.с. составляет 3 рубля 20 копеек за 1 л.с., а по расчетам правительства с 1 января будет в среднем составлять около 5 рублей, то ухудшение, конечно, очевидно. Однако оно не так уж и существенно по сравнению с выгодами бизнесменов. Правда, все зависит от региональных законодателей. Тут на память сразу приходит налог с продаж, ставка которого, несмотря на все просьбы предпринимателей, составляет в нашем регионе 5%, т.е. максимальную величину. Однако этот налог платят бизнесмены, с которыми власти не особенно церемонятся. Новым налогом будет облагаться все население - здесь законодатели, как правило, действуют более аккуратно. "Новый налог не должен существенно отразиться на доходах налогоплательщиков, если только Алтайский краевой Совет народных депутатов не установит самые высокие пятикратные ставки, дозволенные федеральным законом, а ограничится минимальными", - говорит Алена Коновалова.

Что же касается предпринимателей, то в связи с отменой оборотного налога нагрузка на них снизится в несколько раз. По всей видимости, новая глава о транспортном налоге для них - это самое светлое пятно на всей "карте" налоговой реформы этого года. Остальные нововведения - реализаций принципа "одного окна" при регистрации юридических лиц, новые главы по налогообложению малого бизнеса и т.д. - уже успели навлечь на себя критику предпринимательских кругов. И, нужно сказать, довольно справедливую.

Матвей ЭРГАРДТ

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость