Экономика

Эксклюзивное интервью президента "Агромашхолдинга" Виктора Беляева

10 ноября в Алтайском крае побывал президент компании "Агромашхолдинг" Виктор Беляев. Руководитель одного из крупнейших отечественных производителей агротехники заявил о том, что для "Алтайского моторного завода" ("АМЗ") наступает новый виток развития. На заводе не просто меняется руководство, а он фактически объединяется со своим казахстанским конкурентом - "Кустанайским дизельным заводом" ("КДЗ"). По словам господина Беляева, этот шаг позволит "Агромашхолдингу" создать двигатель, "равного которому нет и в ближайшем будущем в России и СНГ не будет". Целый ряд других громких заявлений Виктор Беляев сделал в эксклюзивном интервью нашей газете.

Два в одном

- Виктор Николаевич, то, что руководство "Агромашхолдинга" решило объединить два моторных завода, входящих в компанию, с одной стороны, логично, с другой - неожиданно, так как об этом не было даже слухов. Чем это вызвано?

- Дело в том, что на "Алтайском моторном заводе" сохранилось замечательное конструкторское бюро во главе с Виктором Романенко. Да и сама школа дизелестроения на Алтае традиционно находится на высоком уровне. Однако качество изготовляемого продукта, честно скажу,

оставляет желать лучшего. В том числе - из-за изношенного оборудования. В то же время в Кустанае есть неамортизированное оборудование, полная гамма основных автоматических линий и т.д. При кооперации двух предприятий головным останется "АМЗ", а "КДЗ" станет своеобразным научно-техническим производственным центром. Эта кооперация позволит нам приступить к выпуску двигателя нового поколения.

- Что это за двигатель?

- Этот дизельный двигатель разработан на "АМЗ" и будет отвечать требованиям качества "евро-2", пограничным с "евро-3". Спектр его применения расширится от сельхозмашиностроения до автомобильной и автобусной промышленности. Его можно будет устанавливать на отечественных автомобилях "Шевроле-Нива", газовском "Комбате", грузовых автомобилях КамАЗ, ЗИЛ, "Урал", том же ГАЗе и т.д. Есть на него спрос и у производителей

автобусов. В России аналога такого двигателя нет. В марте 2005 года ожидается выпуск трех опытных образцов.

- Большой проект требует серьезных финансовых вливаний.

- Наши казахстанские партнеры открыли на реализацию проекта кредитную линию в размере $ 45 млн., которая должна быть освоена в 2005 году. Правительство Республики Казахстан акцептовало в проект $ 100 млн. Упрощенная налогооблагаемая база республики позволит привлечь еще несколько миллионов долларов на инновации.

- Так чей же это будет двигатель - наш или казахстанский?

- Вся продукция, которая уже изготавливается в Кустанае по комплектующим "АМЗ" или будет там изготавливаться, является собственностью "Алтайского моторного завода", так как именно на нем конструировалась. Однако Восток - дело тонкое. И если наши казахстанские партнеры будут слишком щепетильны по обнародованию своего участия в проекте, мы можем назвать новый продукт, например, "Нурсултан". Пусть им будет приятно, может, еще $100 млн. выделят.

Конкуренты отдохнут

- Как вы собираетесь выпускать новый двигатель, если на свою продукцию продолжаете ставить моторы "Ярославского моторного завода" - прямого конкурента "АМЗ" и "КДЗ"?

- Это один из наших больных вопросов. Но на рынке востребована качественная продукция, и ярославские моторы пока кое в чем превосходят наши. Однако эти двигателя устанавливаются лишь на 10% комбайнах, которые мы выпускаем. Уверен, что мы быстро повысим качество наших моторов. Для этого в руководящем составе "АМЗ" введена должность первого заместителя гендиректора по качеству с максимальными полномочиями. В плане развития на 2005 год компания должна произвести порядка 10 тысяч моторов для внутреннего потребления, то есть мы будем оснащать трактора и комбайны "Агромашхолдинга" двигателями только собственного производства. А когда мы создадим новый двигатель, наши конкуренты - Ярославский, Минский и Заволжский моторные заводы, будут, говоря по-русски, отдыхать.

В тесноте, но не в обиде

- В свое время было некое географическое разделение поставок сельхозтехники между "Агромашхолдингом" и вашим главным конкурентом - заводом "Ростсельмаш". Они "закрывали" сельхозмашинами европейскую часть страны, вы - все, что за Уралом. Сейчас "Ростсельмаш" позиционирует себя как доминирующая компания в отечественном сельхозмашиностроении. Что может противопоставить ростовчанам ваш холдинг?

- Этот год для "Агромашходинга" был очень удачным. Нам удалось занять почти 50% всего сельскохозяйственного рынка России и стран СНГ. Даст бог, в скором времени выйдет на поток "Енисей-970" и мы еще больше укрепим свои позиции в стране.

Что касается рынка СНГ, то Белоруссия, как для нас, так и для "Ростсельмаша", закрыта своей сельхозтехникой. На Украине мы в этом году существенно подвинули ростовчан, открыв там в 2003 году сборку комбайнов на "Лозовском комбайновом заводе". В Казахстане мы доминируем, а Узбекистан покупает только трактора, которые в Ростове вообще не выпускаются. Поэтому смело можно сказать, что 2004 год позволил нам расправить плечи и потеснить ростовчан.

- Как вы планируете взаимодействовать с "Ростсельмашем" дальше?

- Думаю, что между нами будет разумная конкуренция за рынки сбыта. Какие-то картельные соглашения о разграничении рынков вряд ли возможны да и, на мой взгляд, неправильны. Доминировать должна экономика и больше ничего. Если у крестьянина урожайность от 5 до 16 центнеров с гектара, ему высокомощный "Дон" будет не нужен. А вот их "Нива" с нашим "Енисеем" могут конкурировать. В следующем классе у них - "Дон-1500", у нас - "Руслан".

Из новейших машин у ростовчан "Вектор", у "Агромашхолдинга" - "Енисей-970". И пусть крестьянин выбирает то, что ему лучше.

- А импортная техника вас с полей не потеснит?

Иностранцы, вроде компании "Джон Дир" с поставками в нашу страну 50 новых комбайнов в год, нам не конкуренты. Так же, как и "Клаас", "Нью Холланд" и т. д. Сегодня по полям России в основном бегают "Нива", "Енисей", "Дон" и "Руслан". Так будет продолжаться и дальше.

Подержанная игла

- Вы не опасаетесь большого ввоза подержанной западной сельхозтехники в страну? Это ведь не 50 комбайнов "Джон Дир", а гораздо больше. К тому же заграничные компании уже начали открывать в России свои заводы сельхозмашиностроения, как, например, сборочный завод комбайнов компании "Клаас" в Краснодарском крае.

- Насколько я знаю, "Клаас" в Краснодаре собрал всего 400 своих комбайнов. А ежегодная общероссийская потребность в этой технике - 15 тысяч штук. Так что этот завод погоды у нас не делает. В целом же правительство России должно принять определенные меры по запрету ввоза подержанной техники. Не надо делать из страны сельхозкладбище! Пусть лучше они приходят к нам с новыми технологиями.

Чем государству интересны такие структуры, как "Агромашхолдинг" и "Ростсельмаш"? Тем, что мы имеем большую долю на рынке сельхозтехники. Западному производителю не надо выделять преференции при прочих равных. Такие преференции нужно давать нам. Иначе мы потеряем свою промышленность и рабочие места. Преференции надо предоставлять на ввоз технологий, локализации, а не готовой сельхозтехники. Вот тогда мы существенно подвинем свою экономику.

А ввоз импортных комбайнов, особенно поддержанных, - это как игла наркомана: страна будет целиком и полностью зависеть от их комплектующих и запчастей. Они же будут самостоятельно определять цену на запчасти. В результате будет дорожать наша сельхозпродукция, начнут выделяться незапланированные дотации на село и т. д.

"АлтТрак" демпингует

- Вы бы не хотели приобрести в холдинг еще и рубцовский "АлтТрак"? Площадь пашни на Алтае - самая большая в стране. Рядом находятся сельскохозяйственные Казахстан и Узбекистан. Вроде бы сам бог велел иметь здесь тракторостроительное предприятие. Тем более, что раньше-то "АлтТрак" входил в вашу структуру.

- Это предприятие мы даже потенциально не рассматриваем в нашем составе, так как у нас уже есть группа компаний "Волгоградский тракторный завод", выпускающий один из перспективных тракторов в стране - ВТ-150.

К тому же в этом году "АлтТрак" очень здорово "демпинганул" нас в Узбекистане. Причем так сильно, что мы были вынуждены поднять ему цены на двигатели для его тракторов. Мы поставили в Узбекистан порядка 550 тракторов. На следующий год их правительство заявило о необходимости покупки 1000 машин. И тут вдруг "АлтТрак" вытаскивает как из черного

ящика 100 тракторов по $ 19 тысяч, хотя рыночная их цена гораздо выше. В результате правительство Узбекистана заявило, что не будет брать наши якобы дорогие трактора. Возникла очень неприятная ситуация, и мы с трудом убедили узбекистанских партнеров в том, что "АлтТрак"

чисто физически не сможет поставить туда тысячу единиц техники по причине ее отсутствия.

И как после этого мы можем относиться к этому предприятию? Я не понимаю такой непродуманной политики менеджеров рубцовского завода. Ну хорошо, поставим мы в Узбекистан не 1000 машин, а 900 и слегка снизим стоимость. Но ведь теперь мы совсем

по-другому будем определять цены на дизельные двигатели для самого "АлтТрака".

Вторичный рынок

- Сельхозтехника, на которой работают российские крестьяне, иногда в два-три раза превышает ресурс своей работы. Федеральный лизинг тоже не слишком спасает положение, так как лизинговые проценты высоки, да и деньги за технику нужно возвращать очень быстро. Нет ли у "Агромашхолдинга" какой-то своей схемы, позволяющей крестьянам получать технику?

- Я с вами не совсем согласен в том, что лизинг на сегодняшний день крестьянам не выгоден. Срок лизинговых платежей - семь лет. Срок окупаемости комбайна - три года. Наше сельское хозяйство дотационно. Считаю, что дотации должны быть адресные. И "Росагролизинг" представляет собой одну из немногих адресных дотаций на село. Сколько в бюджете Алтайского края заложено дотаций на компенсацию сельхозпроизводителям по закупу сельхозтехники? Думаю, что немного. Хорошо бы, чтобы эти дотации вообще платились.

Что касается собственной схемы поставки техники, то она нами создается. Правда, об этом в прессе мы еще не говорили. Мы активно разрабатываем программу по вторичному использованию сельхозтехники. Суть ее в том, что по окончании лизинговых выплат за приобретенную технику лизингополучатель может сдать свой трактор или комбайн производителю в виде первого взноса и получить новую технику. Эта очень долгосрочная программа. На сегодняшний день использование неаттестованной, несертифицированной техники при уборочных работах доводит потери урожая до 25%. Есть физический жизненный цикл продукта. Для комбайна он составляет девять лет. Поэтому мы предлагаем не доводить комбайн за 12-15 лет работы до полной изношенности, а по истечении восьми лет использования сдать его нам.

Кстати, сданные подержанные машины будет капитально отремонтированы и запущены во вторичное использование. Потенциал их работы будет, конечно, меньше новых комбайнов, но и цена будет заметно ниже. Главное - сократятся потери зерна при сельхозработах.

Как Виктор Беляев стал президентом "Агромашхолдинга"

Виктор Беляев родился в 1956 году. Окончил Камский политехнический институт и Академию международной экономики (г. Киль, Германия). Имеет лицензию арбитражного управляющего. С 1974 года Виктор Беляев начинает работать на КамАЗе. В 1999 году он занимает пост первого заместителя гендиректора предприятия. В этом же году Беляев назначается вице-президентом группы "Сибирский алюминий". Спустя два года он становится исполнительным директором компании "Русал". В 2001 году Виктор Беляев назначен на должность генерального директора "Горьковского автозавода". В 2002 году он приобретает долю в компании "Зарубежнефтегазстрой" ("Зангас") и становится ее гендиректором. С апреля 2003 года - председатель правления Европейской управляющей компании. 5 августа 2004 года был назначен президентом компании.

Что такое "Агромашхолдинг"

Компания "Агромашхолдинг" была создана в 2003 году. Сейчас в ее структуру входят "Красноярский завод комбайнов", группа предприятий "Волгоградский тракторный завод", "Алтайский моторный завод", "Кустанайский дизельный завод" (Казахстан), "Орловский комбайновый завод" и "Лозовский комбайновый завод" (Украина).

В 2003 году прибыль компании составила 7,7 млрд. рублей. По мнению экспертов, на долю "Агромашхолдинга" приходится 45% комбайнов, 70% гусеничных тракторов и 60% дизельных двигателей, производимых в России.

Первоначально 50% акций "Агромашхолдинга" принадлежали группе "Промышленные инвесторы", остальные 50% - "Сибмашхолдингу" и банку "Каспийский" (Казахстан). В августе 2004 года "Промышленные инвесторы увеличили свою долю до 91,86%.

С этого времени на всех предприятиях холдинга произошла ротация руководящего состава.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость