Экономика

Финиш челночного бега

В последний день февраля вступило в силу постановление правительства РФ «О внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов и сборов на товары, перемещаемые через границу физическими лицами для личного пользования». Теперь вес товаров народного потребления (ТНП), разрешенный для беспошлинного ввоза физическими лицами в Россию, сократился с 50 до 35 кг.

Кроме того, россияне смогут провозить беспошлинные килограммы лишь раз в месяц, а не раз в неделю, как это разрешалось ранее. По мнению ряда экспертов, правительство, заботясь о поддержке отечественного производителя ТНП, объявило «войну» челнокам и серому импорту. Новое положение спровоцирует рост цен на рынке потребительских товаров примерно на 30%. В первую очередь подорожают одежда и игрушки.

Государство неоднократно заявляло о своей готовности поддержать отечественного производителя ТНП. Очередная попытка вновь оказалась неуклюжей, что, впрочем, ни для кого не в диковинку. К примеру, изменение таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок, объявленное в защиту отечественного автопрома, привело лишь к повышению цен на автомобили. При этом качество российских машин особо не улучшилось, а предпочтения автолюбителей не изменились.

Как сообщили в пресс-службе Алтайской таможни, меры по изменению таможенных правил были приняты вследствие того, что в настоящее время под видом багажа через границу провозят товары, предназначенные не для личного пользования, а для дальнейшей реализации на территории РФ. В результате государство недополучает налоговые платежи, страдают местные производители товаров народного потребления. Введением таких мер предполагается поддержать участников ВЭД, которые занимаются централизованными поставками товаров из-за границы. «При ввозе товаров для личного пользования, а именно так ввозят свои грузы челноки - не более трех предметов одного наименования, сертификаты по безопасности и качеству товара не требуются. В итоге откровенно вредный товар распространяется по всей стране», - отметила Алина Шмидт, пресс-секретарь Алтайской таможни.

В пресс-службе Новосибирской таможни пояснили, что постановление правительства в первую очередь направлено на борьбу с серыми импортерами. Для ввоза китайского ширпотреба специальные фирмы комплектуют группы российских «туристов», которые забирают в Китае заблаговременно заготовленные мелкие партии товаров и доставляют их фирме-заказчику. Работа «туриста» стоит от 200 до 500 рублей за рейс. В итоге 20 человек перевозят груз, по стоимости сравнимый со средней внешнеторговой партией в организованной торговле.

«Наиболее крупным пробелом в таможенных правилах являлись челноки, которые, пользуясь недостатками законодательной базы, ввозили серый импорт в страну. Эту псевдозанятость надо ликвидировать и ограничивать. Из-за челночной торговли нарушаются показатели таможенной статистики. Мы не знаем, сколько страна ввозит и сколько вывозит товаров, каков реальный платежный баланс России. В первую очередь изменения направлены на защиту государственных интересов», - сообщили «ВД» в пресс-службе Новосибирской таможни.

Однако у представителей бизнеса имеется несколько иная оценка произошедшего. По словам Эдуарда Черченко, исполнительного директора Алтайского союза предпринимателей, в большинстве своем челноки состоят на учете в налоговых органах, охвачены налоговыми системами и зарегистрированы как частные предприниматели. Он считает, что по прошествии 15 лет ставить препоны в виде повышения таможенных пошлин и ограничения по весу ввозимых товаров, более чем странно. «Альтернативы челночному бизнесу правительство не предлагает. Государство не открывает швейных и обувных производств, зато поднимает цены на ввоз ТНП. Я считаю, что двигать экономику должна частная инициатива. Мне непонятно стремление государства к всеобъемлющему контролю. Это самые настоящие пережитки плановой экономики», - говорит Черченко.

«О защите государственных интересов с помощью изменения таможенных правил не может быть и речи, - высказывает свою точку зрения Анатолий Капранов, директор МУП «Крытый рынок». - Никакого стремления к поддержке отечественного производителя нет и в помине. Это целенаправленная попытка монополизировать челночный рынок. Кто-то в правительстве пролоббировал интересы узкого круга крупных поставщиков ТНП, которые везут товары из Китая и Турции. Правительство же, не задумываясь о последствиях, на это купилось.

Как удалось выяснить «ВД», большинство торговцев барнаульских рынков самостоятельно за границу на закуп товаров не ездят. Для этого существуют специальные фирмы-поставщики, которые доставляют крупные партии различных ТНП по многомиллионным долларовым контрактам. Грузовые авиалайнеры прилетают в Россию из Китая, ОАЭ, Индии, Юго-Восточной Азии. Каким образом эти самолеты и их хозяева проходят «растаможку», знают только они да сами таможенники.

«Возможно, в связи с исполнением постановления правительства произойдет небольшое повышение цен на товары, доставляемые из других стран челноками. Но инфляционный эффект не будет особенно заметным. Большинство предпринимателей товар из-за рубежа отправляют в контейнерах или покупают его на территории России у крупных поставщиков. Поэтому ажиотажа в Барнауле среди челноков не наблюдается», - считает Наталья Чмерева, и. о. руководителя комитета по потребительскому рынку и услугам администрации Барнаула.

Реакция самих мелких предпринимателей на новые правила пока достаточно сдержанная. «В очередной раз государство загнало нас в рамки постановлений, по которым легально работать невозможно. Чиновники рассчитывают, что будет пополняться государственная казна, а на самом деле наполняться будет карман рядового инспектора таможни. На правительственном уровне создали нахлебника. Нам придется больше отдавать денег на взятки, что, соответственно, приведет к повышению цены на завозимый товар», - говорит один из челноков.

Однако на ограничениях беспошлинного ввоза ТНП по весу и числу поездок борьба правительства с челночным бизнесом не закончится. Министерство экономического развития уже предложило с 1 января 2007 года снизить стоимость товаров, разрешенных к беспошлинному ввозу в РФ, до 15 тыс. рублей. Следующей осенью соответствующие поправки будут внесены правительством в Таможенный кодекс. В настоящее время эта норма составляет 65 тысяч рублей.

Андрей НЕДОБИТКОВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость