Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Как менеджеру по персоналу найти то, чего не пишут в резюме

«Резюме высылайте по факсу!» Этой фразой в настоящее время заканчиваются многие объявления о приеме на работу. Так работодатель избавляет себя от необходимости беседовать с каждым претендентом на имеющуюся в компании вакансию. Как правило, все резюме, за исключением некоторых деталей, по структуре похожи друг на друга, и не позволяют сделать каких-либо взвешенных выводов. Однако опытные менеджеры по персоналу умеют читать трудовые биографии, что называется, между строк.

Форма или содержание

Схожесть резюме, направляемых в компании, объясняется довольно легко. Сегодня только в краевом центре работает не менее десятка кадровых агентств, которые давно освоили все имеющиеся методики составления резюме. Благо, что информацией на эту тему Интернет просто кишит. Вы приходите в кадровое агентство, коротко рассказываете о себе, и специалисты, за весьма умеренную плату, заполнят необходимую форму. Разбираться же с содержанием приходится руководителям фирм или менеджерам по персоналу, в руки которых попадают, по большей части, стандартные распечатки со стандартными формулировками.

По поводу того, каким должен быть внешний вид резюме, у специалистов мнение неоднозначное. Конечно, предпочтение отдается набранным на компьютере трудовым автобиографиям, объем которых не превышает одного листа. Если резюме было прислано по факсу и «плохо прошло», такую бумагу будут читать далеко не в каждой компании. «Читать плохо пропечатанный факс, честно говоря, мне просто неинтересно, — говорит Елена Ковригина, менеджер по персоналу авиапредприятия „Алтай“, — Такое резюме я, скорее всего, сразу отложу в сторону». Татьяна Добрынина, заместитель генерального директора научно-производственной фирмы «Алтан», считает иначе: «Не совсем верно приносить или присылать резюме, написанное от руки. А с факсом, на котором вышло не очень хорошее изображение текста, нужно все равно поработать».

Кстати, о рукописных резюме. В российских представительствах зарубежных компаний на чтение таких «визитных карточек» просто не будут тратить время. И, похоже, совершенно напрасно. «Для работодателя неплохо получить и рукописный вариант резюме, — считает Светлана Кудрявцева, психолог краевого центра профориентации, — Это позволяет не только сделать выводы о стиле, логике изложения материала, но и проанализировать навыки письменного изложения у кандидата, в том числе его грамотность. Если резюме готовится при чьей-либо помощи, работодателю не удается понять, насколько кандидат владеет языком и навыками письменной речи. Думаю, что услуги кадровых агентств по составлению резюме снижают объективность анализа данных работодателем». Интересно, что и Анна Митрофанова, руководитель кадрового агентства «Персонал», согласилась с этой мыслью, добавив: «Для работодателя важно ознакомиться с самостоятельно составленным резюме соискателя. Нередко руководители фирм просят предоставить сразу два резюме — из агентства и составленное собственноручно. Это лучше позволяет узнать человека».

Проверки по правилам

С развитием современных средств коммуникации у работодателей появляется все больше возможностей для того, чтобы проверить подлинность фактов, указанных в резюме соискателем работы. «У нас на предприятии существует целая система проверки данных, — говорит Елена Ковригина, — разумеется, проверяем подлинность сведений не всех резюме, а только тех, которые посчитаем нужным». Обычно данные из резюме подвергаются проверке в ходе телефонных звонков руководителям предприятий, где прежде работал претендент на вакансию. Однако, по мнению ряда директоров фирм, более полезным являются так называемые «горизонтальные проверки», когда информация поступает не от руководства компании, а от специалистов одного уровня с кандидатом на вакансию, которые работали с ним в непосредственном контакте.

В первую очередь при изучении резюме специалисты советуют обращать внимание и тщательно проверять все имеющиеся в нем цифры. «С одной стороны цифры очень показательны, с другой, очень важно, чтобы они были достоверными, поэтому сразу возникает желание их проверить», — говорит Анна Митрофанова. Особенно важна проверка данных для таких вакансий как торговый представитель и менеджер по продажам, где цифры отражают охват дистрибуции, увеличение клиентской сети и так далее. И здесь-то как раз и оказываются важны ссылки на рекомендателей, которые могли бы подтвердить ту или иную информацию, указанную в резюме. Елена Ковригина говорит, что сразу обращает внимание на резюме, в котором указаны координаты или хотя бы лица людей, которые могут охарактеризовать соискателя. «Этот пункт говорит, что человек не боится, что кто-то другой может оценить опыт его работы, — считает Анна Митрофанова, — Хотя наш опыт показывает, что положительные рекомендации дает далеко не каждый. Но бывает, что и в негативных рекомендациях можно встретить много положительного».

Сплошь и рядом встречаются резюме, в которых желаемая вакансия и указанные профессиональные навыки мало соответствуют друг другу. «Был у нас кандидат на должность исполнительного директора, — рассказали нам в одной из барнаульских фирм, — при этом среди основных профессиональных навыков он указал на свое умение вести рублевые и валютные счета. Как ни крути, но в круг обязанностей директора эти навыки впрямую никак не вписываются. Для ведения счетов существует бухгалтер. Поэтому сразу возникли вопросы об организационной структуре фирмы, где пришлось трудиться нашему кандидату, его должностных обязанностях, а по большому счету — о возможности его использования на должности исполнительного директора в нашей компании». Здесь же было забраковано резюме, в котором в графе «Самооценка» было написано «исполнительный», хотя об опыте работы соискатель написал «учредитель ООО». «Сразу возник вопрос: с чего вдруг ты стал исполнителем, если по найму никогда не работал», — недоумевает топ-менеджер этой фирмы.

Вообще, на пункт резюме «Самооценка» у директоров фирм есть двоякая точка зрения. Фразу «обладаю качествами лидера» некоторые воспринимают буквально как «либо он высокий, либо у него очень громкий голос», а «предан компании» не иначе как «больше нигде не может найти работу». Иная позиция у работодателей, считающих, что если человек способен оценить себя, то в этом уже открывается его психологическая зрелость. Недаром в иностранных компаниях соискателей просят указать две своих сильных, и две слабых стороны. Особенно важна самооценка для работников, претендующих на руководящие должности, считает Анна Митрофанова.

С этим можно и поспорить

В заключение приведем еще несколько наблюдений руководителей барнаульских компаний. И хотя некоторые из них кажутся спорными, опыт подобного рода для многих может оказаться полезным.

1. Непременно должны возникнуть сомнения, если соискатель в графе «Цель» указывает 4−6 должностей, от торгового представителя до коммерческого директора. Следует задуматься, как же человек в действительности себя оценивает. И какова его истинная цель — найти любую работу или конкретную?

2. Непропорционально растянутое описание одного места работы в соседстве с минимальным освещением своей деятельности на других предприятиях должно вызвать понятные сомнения в истинности предоставленной информации.

3. Если в графе «Мотивы увольнения» постоянно указывается «переход из-за низкой зарплаты» должен возникнуть вопрос: почему не платили больше, если вы такой квалифицированный специалист, каковым себя называете?

4. Наводит на размышления работодателей и работа соискателя в одной компании более пяти лет. Считается, что после столь длительного пребывания в одной фирме переход на другую работу может оказаться весьма тяжелым в психологическом плане.

5. Указание на наличие спортивного разряда в резюме говорит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Распространено мнение, что человек, добившийся высокого спортивного результата, точно знает, что такое труд и дисциплина, и как достичь успеха.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость