Экономика

Команда, без которой им не жить

«Ваша задача - пройти на «лыжах» до финиша», - сказал нам инструктор, показывая на две деревянные доски с веревками на концах. Более десятка человек с сомнением посмотрели на него: «Не поместимся…». «Поместитесь, вы же единое целое», - спокойно ответил нам инструктор. Расстояние в полтора метра мы шли минут 40. За это время успели переругаться, принять и откинуть версию, что задание с подвохом, и, наконец, понять, что нам нужен лидер и что действовать нужно слаженно.

Личный опыт

Упражнение с «лыжами» - это часть «веревочного курса», который является в настоящее время одним из самых популярных экстремальных командных тренингов. Я участвовала в нем, будучи в пресс-туре компании «Билайн». Сибирский регион «ВымпелКома» решил показать журналистам, как в сотовой компании вырабатывается командный дух. Причем вживую, организовав для нас однодневный «веревочный курс». Для представителей СМИ были приготовлены несколько «препятствий». Помимо «лыж», нас ждали «паутина» (сетка из веревок, через которую надо было пролезть), «индийский мост» (натянутая между тремя деревьями веревка, по которой надо было пройти), канат над «пропастью» и «болото». Наша команда проходила последний тренинг почти два часа, пока мы не поняли - чем крепче вцепишься в соседа и доверишься ему, тем больше шансов, что команда устоит на тонкой палке и задание будет выполнено.

При этом очень ярко было видно, чего нам не хватает, чтобы стать единым целым, - умения слушать друг друга, а не кричать, пытаясь во что бы то ни стало отстоять свою версию прохождения препятствия. Иногда важнее умение уступать лидерство, доверять товарищу и твердо помнить, что команда может все. Последнее, наверное, было самым принципиальным уроком, потому что, когда мы осознали, что задание не снимут, а слова «мы не можем» никто не слушает, «болото» нам поддалось. Дальше стало легче.

Польза экстрима

«Билайн» проводит «веревочные тренинги» с 2005 года. «Первый раз мы использовали его для команды менеджеров, закончивших обучение по долгосрочной программе развития управленческих компетенций. И эффект превзошел наши ожидания», - говорит Елена Козлова, региональный менеджер по работе с персоналом Сибирского региона «ВымпелКома».

Среди алтайских компаний экстремальные тренинги на выработку командности также пользуются спросом. «Веревочный курс» для топ-менеджмента проводился прошлым летом в компании «Пава», для чего был организован выезд на Каракольские озера. Для выработки лидерских качеств у сотрудников в нынешнем году был организован чемпионат по пейнтболу.

Летом 2005 года «СиТиГруп» провела первый крупный тренинг, который предназначался для руководителей подразделений и ключевых специалистов по работе с клиентами. «Главным для нас было сплотить людей, повысить эффективность работы подразделений, выработать общее понимание целей компании да и просто познакомить людей, потому что руководители разных филиалов нечасто могут плотно пообщаться лично», - рассказывает Наталья Андреева, директор по персоналу группы компаний «СиТиГруп». Для этого была выбрана экстремальная форма тренинга - многодневный сплав по Катуни. «Совместные трудности и риск объединяют. Когда «съел пуд соли» с кем-нибудь из коллег, личные отношения становятся особенно прочными», - продолжает Наталья Андреева. Она отметила, что сплав оказался очень эффективной находкой: его участники говорили, что вопросы, требующие взаимодействия нескольких подразделений, стали решаться гораздо быстрее.

«Я считаю, что «веревочный курс» - это не для нас. Мы выбираем другие способы формирования командного духа. Сплавы во время ежегодного корпоративного выезда в Горный Алтай - это тоже экстремальный тренинг», - говорит Геннадий Малков, директор агентства недвижимости «Дом».

Праздник с изюминкой

Еще один востребованный тренинг на формирование эффективной команды - обучение в стиле тим-билдинг, когда какому-либо событию придается знаковость и в него «вплетаются» элементы обучения. Чаще всего своеобразными тренингами на укрепление командного духа становятся корпоративные праздники, которые проводятся по разработанной программе. Их задачей является формирование у сотрудника гордости за родное предприятие, ощущения причастности к его успехам, жизни, развитию.

«У нас есть три важных мероприятия, которые работают на укрепление командного духа, - празднование Нового года и дня рождения компании, когда каждый отдел готовит свой номер, и выезд в Горный Алтай», - рассказывает Геннадий Малков. «В августе мы проводили юбилей компании. Праздник проходил на пляже, его основная часть состояла из спортивных мероприятий. За призы соревновались около 20 команд, в состав которых вошли сотрудники офисов всех городов», - говорит Наталья Андреева.

В «ВымпелКоме» мероприятием в стиле тим-билдинг являются «Дни Билайн», которые проводит каждый филиал компании в отдельности, а также один общий праздник в Москве, на который приезжают лучшие сотрудники из регионов. «Безусловно, это мотивирует их, так как ни для кого не секрет, что некоторые люди никогда не выезжали из родного города. Для них вдвойне приятно, что компания предоставляет возможность не только расти, но и увидеть новые места», - говорит Елена Козлова.

Мозговой штурм

Для выработки командности в компаниях используют и традиционные тренинги. «Существуют тренинги, основанные на бизнес-процессах, они проходят в форме деловых игр, когда перед командой сотрудников ставится задача, которую они должны решить. В игре участвуют несколько команд или одна команда имитирует структуру реальной компании - делится на подразделения и выстраивает тактику взаимоотношений. В результате не только отрабатываются бизнес-техники, но и достигается согласованность действий при достижении целей», - приводит пример Наталья Андреева. «Мы активно поощряем участие сотрудников в новых проектах. Это тоже работает на формирование команды. А еще устраиваем «мозговые штурмы» по рабочим вопросам, в процессе которых также формируется единство мнений и взглядов», - говорит Елена Бросалина, директор по персоналу компании «Пава».

Известный многим «мозговой штурм» используют и в холдинге «Байт». «Этот метод можно отнести к серьезным тренингам, в ходе которых обсуждается миссия компании, организационная структура, вырабатываются долгосрочные цели, способы их достижения», - рассказывает тренер Анастасия Солнцева. В меньшей степени здесь используют развлекательные формы тренингов с использованием «игрушек».

Эксперты подчеркивают, что эффект от тренингов может быть достигнут только при соблюдении определенных правил. «Главное, чтобы для сотрудников они не были обязаловкой, не насаждались сверху», - подчеркивает Елена Бросалина. «Причиной неудачного тренинга может быть выбор непрофессиональной тренинговой компании либо неправильная постановка целей», - считает Наталья Андреева.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость