Экономика

Косить нам не перекосить

В начале июля в Солтонский район выезжала группа специалистов Главного управления сельского хозяйства краевой администрации (ГУСХ) выяснить, почему там не начинают заготовку кормов. Выводы оказались самыми простыми: непогода и изношенность уборочной техники, дефицит средств на ее ремонт и нерасторопность, возможно, оправданная для здешних мест. Хотя солтонцы уверены, что до начала уборки урожая с кормами управятся.

5 июля на еженедельном аппаратном совещании в краевой администрации обсуждался ход кормозаготовительных работ. Картина оказалась нерадостной. Вместо 10%, как в прошлом году, скосили только 5% трав. В 12 районах за сено еще и не брались.

Было решено направить в отстающие районы группы из числа руководителей ГУСХ, которые на месте разберутся в проблемах, выведут, так сказать, на путь истинный нерадивых. Поначалу собирались создать семь “агитбригад”, но потом ограничились двумя. Одна из них под руководством начальника отдела ГУСХ Владимира Ганзвинда отправилась в Солтонский район из числа отстающих.

Группу специалистов и журналистов из Барнаула встретил начальник местного райсельхозуправления Владимир Терехин со словами: “Может, хоть с вашим приездом дожди прекратятся”. И действительно, денек выдался на редкость сухим и жарким.

Через час после приезда стало понятно, что ругать работников местных хозяйств не за что. Сенокос шел второй день. Если бы начали на две недели раньше, то та тысяча центнеров сена, что успели свалить, уже бы сопрела, считает Владимир Никитович.

Дожди в конце июня - начале июля в Солтоне обычное дело. Но и не пойди они, заготовку кормов в районе смогли бы начать не все. Техника настолько ветхая, что разваливается на глазах. Только сейчас коллективные хозяйства собрали кое-какие деньги от сдачи молока, чтобы купить запчасти.

“Обидно, что травостой невысокий да финансирование плохое, - говорит механизатор СПК “Новоненинский” Юрий Суетин, - но сено все равно должны заготовить и для частного сектора, и для общественного”. Для того чтобы взять кредит на подготовку к уборочной, председатель СПК Игорь Иванов заложил свою квартиру в Бийске – видимо, от безвыходности. Игорь Иванов - предприниматель, которому колхоз в свое время задолжал. Теперь он - председатель и по возможности финансирует хозяйство весной и летом. Но таких инвесторов всего два на шесть колхозов.

Впрочем, у местных фермеров дела идут значительно лучше. Техника у них поновее да и горючее запасли. Поэтому большинство начали косовицу трав раньше, а глава фермерского хозяйства “Горизонт” Михаил Зубарев уже закончил прессовку сена в тюки и приступил к их вывозу с поля.

По расчетам начальника райсельхозуправления, на заготовку кормов колхозам района потребуется около 40 дней вместо обычных двух недель. Если погода не подведет, до уборки хлеба управятся.

Трудно сказать, какую пользу принес приезд барнаульских сельхозспециалистов, работа которыхв основном, свелась к сбору статистической отчетности и выдаче рекомендаций общего плана. Но, наверное, подобные командировки нужны. Хотя бы для того, чтобы доносить в центр правдивую и в большинстве своем удручающую информацию об алтайской деревне.

Солтон работает на Кузбасс

За постсоветское время посевные площади в Солтонском районе почти не уменьшились, зато поголовье крупнорогатого скота в колхозах сократилось вдвое. Тем не менее выращивание скота (главным образом в личных подсобных хозяйствах) остается одним из основных источников существования местных жителей: шесть сельхозкооперативов района едва сводят концы с концами, а новые проекты создания рабочих мест здесь пока только обсуждаются.

Из-за нехватки сырья единственный в районе молокоперерабатывающий завод дышит на ладан. Сырье в районе есть, но и колхозы, и особенно владельцев личных подсобных хозяйств не устраивает закупочная цена – 4,2 рубля за литр. Глава Карабинского сельсовета Владимир Быковский говорит, что людям выгоднее продать излишки молока соседям или переработать его на масло, а потом реализовать заезжим коммерсантам из Кемеровской области или Бийска. А жительница Солтона, пожелавшая остаться неизвестной, выразилась жестче: “Лучше я молоко свиньям скормлю, чем за бесценок отдам”.

Между тем сыр, который производится на молзаводе, невозможно приобрести в солтонских магазинах. Он удивительно вкусный и весь отправляется на Дальний Восток.

Июль-август - время, когда в районе (впрочем, Солтонский не исключение) идет массовый забой скота на личных подворьях. Целые КамАЗы с тушами уходят в Кемеровскую область. Редко получая зарплату деньгами, люди режут свиней, крупнорогатый скот, чтобы подготовить детей к школе, оплатить их учебу в вузах. Но почти никто из молодежи не возвращается домой, а естественную убыль специалистов в хозяйствах восполнить некем. В районе всего три агронома включая начальника сельхозуправления. По тем же причинам уже ощущается нехватка квалифицированных механизаторов. За два последних года численность жителей района сократилась с 12 до 10,5 тысячи человек.

Интересно, что в районе почти не занимаются переработкой сельхозпродукции, хотя предпосылки к этому имеются. До 40% колхозных полей занято гречихой, но оборудования по ее переработке в хозяйствах нет. Есть только планы его приобрести.

Но при всей внешней безысходности у района есть как минимум одно естественное преимущество перед другими территориями - залежи бурого угля. Сегодня глава района Михаил Лудцев ведет переговоры с “Сибирьэнергоуглеснабом” об инвестировании этой компанией восстановления работы разреза.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость