Экономика

Куда катится индустрия банкротств

Ситуация с действующими процедурами банкротств в крае далека от идеальной. Однако главная угроза заключается не в "заказных" банкротствах и даже не в новом законе. Тревогу вызывает, прежде всего, общая атмосфера, складывающаяся на рынке, считает арбитражный управляющий Константин Солодуха. "За последние три месяца ситуация изменилась так, что пора менять профессию", - заявил он в интервью корреспонденту "Вашего дела".

- Константин Владимирович, до принятия Закона "О несостоятельности (банкротстве)" много говорилось о том, что он негативно скажется на региональных арбитражных управляющих. Сегодня закон принят. Что дальше?

- Новый закон не такой уж и плохой. При любом законе нужно работать, выхода другого нет. Конечно, краевые арбитражные управляющие предприняли определенные шаги, чтобы не отдать ситуацию на самотек и не сдать краевой рынок на откуп москвичей или кого-то еще. Создана Алтайская краевая гильдия арбитражных управляющих, куда вошел практически весь реально работающий сегодня арбитраж. На момент создания гильдии туда входило 27 человек, сегодня лежит еще несколько заявлений на принятие, но пока мы не торопимся их удовлетворять. Хотелось бы, чтобы в гильдии состояли только реально работающие люди, способные заплатить положенный по закону 50-тысячный взнос. Не хотелось бы видеть там и некоторых известных в городе арбитражных управляющих с не самой чистой репутацией.

- Считается, что создание региональных саморегулирующихся организаций - занятие бесперспективное, поскольку не в каждом регионе возможно собрать под одной крышей сотню арбитражных управляющих, как того требует закон?

- Скорее всего, 100 человек в гильдию мы не наберем точно, поскольку реально работающих людей гораздо меньше. Наверное, будем предлагать сотрудничество коллегам из Сибирского федерального округа. Но для того, чтобы соседи не вмешивались в наши дела, возможно, отдадим в округ денежные вопросы - 50-тысячные взносы или даже страховые взносы. В принципе, время на решение этих вопросов еще есть. Пока реально по закону саморегулирующиеся организации не получат всю полноту функций.

- Что вы имеете в виду?

- Как я понял из текста закона, в принципе, это мнение разделяют и в региональном отделении Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству, в течение первого года вводится так называемый переходный период. Исходя из того, что реально саморегулирующиеся организации пока не способны выполнять предназначенные им функции. Но со 2 декабря, когда закон вступает в силу, кто-то должен предлагать суду три кандидатуры, из которых одну имеет право отклонить должник, одну инициатор банкротства, а третью суд обязан принять. Во время переходного периода в крае эти три кандидатуры будет предлагать ФСФО в лице нового руководителя Михаила Дмитриенко.

- Откуда такая уверенность?

- Ситуация с банкротствами в крае сегодня вообще развивается на грани беспредела. Один из последних примеров - назначение арбитражного управляющего на завод синтетического волокна. До этого там была длинная-длинная процедура наблюдения. Сегодня ЗСВ отключен от света и тепла. Постоянно ходят разговоры о том, что не остается ничего, как продать его по частям. Скорее всего, так и будет. Но это не самое страшное, ибо восстановить завод уже все равно вряд ли возможно. Гораздо страшнее, как это назначение происходило.

Например, на одном из собраний кредиторов не без участия Москвы было продавлено решение предложить суду кандидатуру человека, только пару месяцев назад закончившего обучение и вообще не имеющего практического опыта работы. Но, как бы то ни было, ЗСВ - это социально значимое предприятие, на котором по старому закону имеет право проводить процедуру банкротства управляющий только третьей категории. Такого уровня управляющих в крае вообще нет, а тут такие варианты. К чести суда эта кандидатура была отклонена. Следующая кандидатура была более достойной. Этот человек уже был поопытнее, провел 10-15 банкротств с отсутствующими должниками. Не без труда и она прошла утверждение собранием кредиторов. На суде, который должен был рассмотреть эту кандидатуру, я присутствовал. Согласно его определению, арбитражным управляющим на ЗСВ будет человек, который вообще мало известен в наших кругах, якобы из Змеиногорска. На собрании кредиторов эта кандидатура вообще не рассматривалась. За всю историю банкротств в крае это всего второй подобный случай. Первое решение было политическим, а в чем дело на этот раз, пока непонятно. Хотя на собрании кредиторов рассматривались и вполне достойные кандидатуры.

- Но подобное решение наверняка можно будет оспорить.

- Естественно. Я думаю, что ФСФО как контролирующий орган будет обязана это сделать.

- Есть же и еще один серьезный фактор - региональные власти, которые ранее не раз вмешивались в банкротные дела в интересах края...

- Мне кажется, краевая власть сегодня просто стала значительно меньше заниматься этим вопросом. В принципе, она не знает, как поступить, но ей нужен крайний. Ради того, чтобы потом сказать, что мы ни при чем, во всем виновата, например, региональная ФСФО.

- И все же есть хорошее правило: отвергая - предлагай...

- Некоторых чиновников, работающих в банкротной индустрии, нужно менять. Не на тех местах люди сидят. Не хочу сказать, что они действуют в чьих-то интересах. Они просто тупо разваливают то, что было создано до них. Ситуация не очень веселая. И проиграет от ее дальнейшего развития только Алтайский край.

Справка редакции

Константин Владимирович Солодуха работает в арбитражном управлении с марта 1998 года. В команде с другими арбитражными управляющими проводил процедуры банкротств на барнаульской швейной фабрике "Прогресс", комбинате "Химволокно", Барнаульском молочном комбинате, Барнаульском меланжевом комбинате. Непосредственно сам работал в компаниях "Алтайагропромкомплект", "Алтайское молоко". Сегодня - исполнительный директор на находящемся в стадии конкурсного производства Барнаульском хлопчатобумажном комбинате.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость