Экономика

Курс молодого бойца

В последние несколько лет в крае прослеживается тенденция бесплодного и искусственного реанимирования властями коллективных сельхозпредприятий. Меняется форма собственности этих хозяйств, происходят финансовые вливания. Однако предприятия разваливаются одно за другим. Причина зачастую одна – в хозяйствах просто не остается людей, умеющих работать и знающих свое дело. Другими словами, не хватает по-настоящему квалифицированных сельхозменеджеров. Однако бывают редкие исключения.

23 декабря прошлого года в судьбе одного из сельхозпредприятий Мамонтовского района произошло знаменательное событие - пришел новый молодой руководитель. Первым делом он заменил специалистов высшего и среднего звена. Затем решил провести посевную и уборочную собственными силами и техникой. В этом очень сомневались как работники хозяйства, так и районное начальство. Однако сельхозпроизводственный кооператив (СПК) "Аграрник" в конце прошлой недели самостоятельно закончил уборку. Правда, для этого его новому председателю Сергею Неклюдову пришлось испортить отношения с районными властями и нажить немало недругов внутри предприятия.

Молодой - небитый

СПК "Аграрник" является одним из 15 общественных хозяйств Мамонтовского района. До нынешнего года СПК пять лет не убирал урожай самостоятельно - приглашал на свои поля «заезжие» комбайны в обмен на 30% собранного зерна. На предприятии совсем забыли о выдаче заработной платы наличными деньгами. Общий долг по кредитам, налогам, зарплате и т.д. составлял у СПК более 15 млн. рублей. В общем, некогда преуспевающее предприятие стало типичным среднестатистическим разваливающимся коллективным хозяйством, коих в Алтайском крае насчитывается не одна сотня.

"Не знаю, зачем Неклюдов вообще заявил свою кандидатуру на пост руководителя СПК, - удивляется Владимир Садычко, фермер Мамонтовского района. – Может, потому что молодой и небитый?"

"Просто люди меня попросили", - так объясняет сегодня свое решение новый руководитель "Аграрника". Хотя уговаривали его стать председателем не только работники предприятия. "Когда в 2002 году я оканчивал менеджерские курсы руководителей предприятий АПК при аграрном университете, то Александр Куфаев, тогдашний начальник крайсельхозуправления, просил нас взяться за руководство предприятиями. Беритесь за дело, говорил он, а мы вам поможем", - рассказывает Сергей Неклюдов.

Главной целью в первый год руководства Сергея Неклюдова стало проведение всех сельхозработ без посторонней помощи. Почти фантастическую работу председатель решил выполнить с собственной командой. Ключевые должности на предприятии заняли молодые специалисты, недавние выпускники АГАУ и АлтГТУ. Команда была необстрелянная, и это многих смущало.

"Я, конечно, еще не знаю, какую там себе Неклюдов команду набрал, поскольку сам только пять месяцев работаю начальником райсельхозуправления (РСХУ). Но я уверен, что политику развития хозяйства он ведет неправильно, так как сокращает поголовье дойного стада, - считает Владимир Гладышев, начальник Мамонтовского РСХУ. - Амбиций-то у него много, но можно было бы и старших послушать".

Банкротство отложили

"Слушать старших" означало бы проведение в этом году очередной реорганизации предприятия, после которой "Аграрник" стал бы частью машинной технологической станции (МТС) Немецкого национального района. "Но Неклюдов отказался от этого и фактически оставил предприятие без инвестиций", - заключает господин Гладышев. "Просто МТС очень интересна наша техническая база, расположенная в селе Мамонтове, - парирует руководитель «Аграрника". - Им нужны наши гаражи, мастерская, склады и т.д., а не хозяйство и люди. Если бы мы согласились, то сразу бы началось сокращение не только коллектива, но и целых отраслей. То же животноводство точно бы ликвидировали".

За зиму силами работников хозяйства была подготовлена посевная техника, и весенне-полевые работы завершились в нужные сроки. Затем началось самое сложное - восстановление комбайнов, которые больше пяти лет не трогались с места. "Я не знаю, какие слова говорил людям Неклюдов, но они, несмотря на отсутствие зарплаты и даже натуроплаты, восстановили "убитую" технику и выехали на ней на уборку, - удивленно рассказывает Валерий Гедц, фермер

Мамонтовского района. - Из 15 имеющихся в хозяйстве комбайнов "Енисей" на поля вышли 12!" Тот факт, что "Аграрник" провел уборку самостоятельно, возвращает предприятие в разряд пусть не лучших хозяйств района, но уж точно стабильных. Экономическую составляющую этого сельхозгода предприятию еще предстоит просчитать. Но то, что треть урожая осталось в хозяйстве, - уже большое дело. "Теперь у нас хоть надежда появилась, что мы можем сами работать, а не полагаться на дядю", - сказал нам на поле один из комбайнеров.

Сейчас "Аграрник" полностью заложил семена для следующего сельхозгода. Хозяйство рассчиталось с "Алтайагропродом" за полученные весной ГСМ, идет погашение долгов прошлых лет с компаниями "Сибирская сырьевая компания", "Нортех" и т.д. Долг 15 млн. рублей сокращен на треть. Сейчас "Аграрник" вошел в программу рестуктуризации задолженности. "Если предприятие и дальше будет точно рассчитываться с долгами по рестуктуризации, то оно вряд ли попадет под процедуру банкротства", - сообщила нам Наталья Колесникова, заместитель главы администрации района по экономике.

Критические моменты

Однако, помимо очевидных сдвигов, есть в работе новой команды "Аграрника" и ряд проблемных моментов.

"Неклюдову надо продолжать налаживать контакт с рабочими, и финансовая часть здесь чрезвычайно важна, - говорит Валерий Гедц. - А он вместо расчета с людьми приобрел по лизингу новый комбайн. Думаю, что этот шаг в его коллективе поняли не все. Тем более что в этом году хозяйство еще не выдавало людям ни фураж, ни сено". "Хозяйство для нашего села является базовым, но никакой помощи от него социальная сфера не ощущает», - заявляет Оксана Пугачева, заместитель сельского совета села Малые Бутырки Мамонтовского района.

"Председатель "Аграрника" по образованию и опыту работы ветеринарный врач, а за первые месяцы руководства вырезал почти 150 голов КРС, - откровенно возмущается Владимир Гладышев. - Я понимаю, что долги надо возвращать, но для этого нужно находить другие резервы".

Его называют везунчиком

"Вот меня упрекают, что я выбраковываю коров, - размышляет Неклюдов. - Но приходится чем-то жертвовать, чтобы хоть как-то выжить. Мы развиваем растениеводство, чтобы в этом году получить необходимые средства, а в будущем вложить их в улучшение работы того же животноводства".

В следующем году по планам новой команды "Аграрника" поголовье дойного стада должно увеличиться на 50-80 голов. В полеводстве хозяйство должно выйти на стопроцентную вспашку зяби, приобрести по лизингу еще два новых комбайна, обновить семена большинства культур. Есть еще много амбициозных планов, о которых год назад это предприятие и думать не могло.

"Неклюдов – везунчик, - так комментирует первый год работы новой команды "Аграрника" фермер Владимир Садычко. - Если бы погода его подвела, а урожай попал под снег, я бы не удивился, что районные власти завели бы на него уголовное дело, ведь он отказался от любой сторонней помощи. Посмотрим, что будет у него в следующем году».

Ситуация, сложившаяся на данном предприятии, типична для многих общественных хозяйств края. Работа за "палочки" делает людей равнодушными к судьбе своего хозяйства. Руководство таких предприятий выжимает из него все возможное для собственной выгоды. Затем полуразвалившееся хозяйство банкротится или скупается инвестором и по частям распродается.

Наша газета никогда не была сторонником реанимации коллективных хозяйств. Тем более хозяйств убыточных. Мы даже считаем, что наиболее эффективный собственник на земле - крестьянско-фермерское, а не общественное хозяйство. Но когда желание работать на своей земле идет изнутри и реализуется, несмотря на все трудности, то такое дело достойно уважения. Вне зависимости от формы собственности предприятия, и дорогого стоит.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость