Заседание было посвящено проблеме насыщения потребительского рынка товарами местного производства. Этот вопрос обсуждался сначала отдельно с представителями пищевой и перерабатывающей промышленности, а затем с «сетевиками». 12 мая их собрали вместе, чтобы разработать план взаимовыгодного сотрудничества.
Однако выяснилось, что до этого еще очень далеко. Замначальника управления Фарида Конышева сказала, что условия работы с торговыми сетями не стимулируют производителей на расширение своего присутствия. А сами производственные компании не рекламируют свою продукцию. «Нам радоваться нечему», - отметила г-жа Конышева. Начальник управления Вадим Кузнецов, однако, нашел один повод для радости. Это работа Александра Ракшина по продвижению алтайских товаров в сети «Мария-Ра». «Он стал тем паровозом, за которым должны пойти все остальные сети», - сказал Кузнецов. И тем самым положил начало жаркому спору.
Переработчики практически в один голос заявили - сегодня работа с торговыми сетями больше напоминает выбивание денег, а не взаимовыгодное сотрудничество. «Мы просили «Марию-Ра» взять нашу продукцию. Но они два месяца ее вообще не хотели брать, а потом пошли на уступки по просьбам покупателей», - поделилась впечатлениями представительница Рубцовского мясокомбината. «Мы предлагаем продукцию почти по себестоимости, а потом видим ее на полках с двойной наценкой», - добавил Сергей Николайчук, исполнительный директор компании «Алмак».
«Аникс» просит 100 тыс. рублей за заход в сеть, «Мария-Ра» - товар по себестоимости и выжимает бонусы», - заметил Алексей Михеев, председатель ассоциации зернопереработчиков «Интер».
Здесь впервые не выдержал коммерческий директор «Марии-Ра» Денис Дьяков: «Когда это было?». «Год назад. Я приезжал лично к вам», - ответил Михеев. «Да мы даже не знакомы», - усмехнулся Дьяков.
Обстановка накалялась, и заседание все больше начинало походить на банальную перепалку. Волевым решением ее пресек Вадим Кузнецов: «Прекратите бардак!». Бизнесмены замолкли на минуту. Ее хватило Александру Качеву, представителю «Рики», чтобы взять слово и объяснить, что «экономике нужны сильные торговые сети. Местные производители проигрывают в продвижении не из-за них, а из-за других факторов, например, высокой платы за электричество».
Денис Дьяков напомнил производителям, что те должны самостоятельно проводить исследования и доказывать покупателям, почему их продукция лучше. «Вы работаете в искусственно созданных неконкурентных условиях», - завил он. Дьяков отметил, что в «Марии-Ра» условия для местных производителей гораздо лояльнее, чем для инорегиональных. Он предложил выделить в управлении по предпринимательству отдельных специалистов, которые бы отслеживали ситуацию с продвижением отдельных групп товаров.
Это предложение поддержал Вадим Кузнецов, высказавшийся за создание временного координирующего органа, который бы занимался мониторингом положения алтайских товаров в местных торговых сетях.
Уже в конце заседания слово взял Александр Ракшин. «Отношения продавца и производителя напоминают семейные, и то, что мы находим взаимопонимание не со всеми, - абсолютно нормально. Производителям необходимо создавать торговые марки и самостоятельно их рекламировать, чтобы потом за него «проголосовал» покупатель», - сказал он.
Доля алтайских продуктов в местной рознице (в %)
Продукт - Февраль 2006 г. - Апрель 2006 г.
Молоко - 76 - 79
Масло сливочное - 69 - 78
Хлеб - 98 - 100
Мясо птицы - 44 - 33
Кондитерские изделия - 28 - 31
Мясные полуфабрикаты -71 - 63
Пиво - 20 - 22
Водка и ликероводочные изделия - 29 - 29
Соки - 3 - 8
Источник: Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры администрации Алтайского края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале