Экономика

Минтранс наехал на «Газель»

Министр транспорта России Игорь Левитин 4 марта заявил, что его ведомство сделает все для того, чтобы микроавтобусы "Газель" были вытеснены с отечественного рынка пассажироперевозок. По его мнению, "Газели" опасны для человека. Аналитики связывают это заявление с очередным витком игры на понижение акций "Руспромавто", владельца Горьковского автозавода. На самом "ГАЗе" позицию Левитина назвали "социально безответственной", обвинив министра в плохой информированности. Мнения алтайских автопредпринимателей по этому поводу разделились.

Имиджевые соображения

В 2004 году пассажирской "Газели" исполнилось десять лет. Нынешняя кампания "Газели-убийцы" стала третьей по счету с 2000 года. Все эти акции отдельные эксперты связывают с переделом собственности на предприятии. Последняя шумиха вокруг "Газелей", не исключено, может сильно навредить холдингу "Руспромавто", намеревающемуся в 2005 году выйти со своими акциями на фондовый рынок. Но это, отметим, только частные мнения.

Что касается заявления министра Левитина, то оно имело любопытную предысторию. В июле 2004 года, выступая на Ликинском автобусном заводе, Игорь Левитин отметил, что популярный микроавтобус "Газель" технически отвечает запросам россиян, "однако не может быть терпим по имиджевым соображениям: эта машина наглядно свидетельствует о принадлежности страны к третьему миру". Большие автобусы, по мнению министра, в этом смысле вне конкуренции. Г-на Левитина тогда активно поддержал руководитель профильного департамента Минтранса Александр Колик: "Не могу сказать, что так жить нельзя. Так живут многие страны Азии, Африки и Латинской Америки. Для России этот путь неприемлем, потому что таким образом мы никогда не сможем обеспечить пассажиру тот уровень комфорта и безопасности, который дает ему большой автобус".

Последнее же выступление Игоря Левитина связано с крупной аварией, произошедшей в начале марта в городе Туле. По предварительной версии, причиной автокатастрофы, в которой погибли десять пассажиров "Газели", стала техническая неисправность "маршрутки". В Туле прошел несанкционированный митинг против "Газелей-убийц", в ходе которого, по данным интернет-портала "Вся Тула", около 50 человек призывали запретить пассажирские перевозки на микроавтобусах "Газель". Игорь Левитин в свою очередь заявил: "Мы понимаем, что в один день избавиться от "Газелей" не получится, но стандартами и требованиями мы должны сделать так, чтобы "Газели" ушли из этого сектора".

На Горьковском автозаводе инициативу министра транспорта восприняли поначалу довольно резко. Газета "Финансовые известия" цитирует руководителя пресс-службы "ГАЗа" Олега Гамова, который назвал позицию Левитина "социально безответственной" и "неподходящей для звания министра". Чуть позднее пресс-служба "ГАЗа" в ответ на запрос "ВД" сообщила следующее: "Заявление министра транспорта вызвало в первую очередь удивление. Так как накануне, 3 марта, И.Е. Левитину и В.Н. Кирьянову (начальник ГУ ГИБДД) было направлено письмо, подписанное генеральным директором ОАО "Руспромавто" А.Э. Юшкевичем". Речь в ответе пресс-службы идет о письме, в котором Александр Юшкевич сообщил высокопоставленным чиновникам о том, что производитель "уже внедрил ряд мер, направленных на повышение потребительских качеств и уровня безопасности выпускаемой автомобильной техники". "Антиблокировочная система тормозов, о которой говорил министр как о перспективе, на самом деле устанавливается на "Газели" уже больше года, - говорится в ответе пресс-службы. - Очень сожалеем, что министр не обладает полной информацией. Так же пресс-служба "ГАЗа" сделала акцент на том, что "все предпринимаемые усилия сводятся на нет из-за условий эксплуатации в автопредприятиях страны".

Очень хорошая машина

Позиция мэрии Барнаула по поводу пассажирских "Газелей", которых по состоянию на 11 марта в городе зарегистрировано 559 единиц, давно известна. В администрации города приняли решение "разгрузить" центр Барнаула от микроавтобусов, предоставив им возможность работать на периферийных маршрутах. Тем не менее в мэрии пока не готовы полностью отказаться от "Газелей". Олег Юдин, сотрудник транспортного комитета администрации Барнаула не взялся комментировать заявление министра транспорта России, но уточнил: "Газели" проблему пассажироперевозок полностью не решают. Но о полной ликвидации этого вида транспорта говорить рано. В городе есть маршруты, на которых автобус просто не пройдет физически по своим габаритам. Во-вторых, есть маршруты с малым пассажиропотоком. Там автобусы использовать просто нерентабельно".

Виктор Безгодов, директор станции техобслуживания "Южный", четыре десятка "Газелей" которой обслуживают маршруты под номерами 77, 80 и 18: "То, что говорит министр, весомо. Однако то, что случилось в Туле, могло случиться с любым транспортным средством. У меня водительский стаж с 1968 года. И могу сказать, что "Газель" - это хорошая машина. Да, проезд на ней стоит дороже. Вот пусть министр и занимается тарифами, а не несет такую галиматью".

Игорь Беспалов, начальник отдела продаж компании "АлтайГАЗавтосервис", официального представителя завода "ГАЗ": "Мы насторожены заявлением Левитина. Однако пока вероятность того, что все это будет реализовано, мала. Думаю, сейчас на уровне местных властей нужно принимать решения, которые способствовали бы наведению элементарного порядка в сфере пассажироперевозок. Единичные же случаи аварийности с участием "Газелей" - не показатель, характеризующий их опасность".

Автобус для перевозки дров

Интересно, что мнение министра Левитина и его заместителя Колика разделяют и некоторые алтайские перевозчики. "Пассажирских "Газелей" быть не должно. Автобусов такой вместимости нет во всем мире. "Газель", как и остальной отечественный транспорт, не соответствует никаким нормам", - заявил владелец одного из крупнейших парков "маршруток" в Барнауле, категорично попросив не называть его имени в газете.

Валерий Леонов, руководитель Барнаульского городского общества автопредпринимателей: "Поддерживаю заявление министра. "Газель" - это не пассажирский транспорт. Это грузовая машина, на которой можно возить дрова и все что угодно. Как специалист вам говорю, пассажирская "Газель" опасна в городе".

Не так давно мэрия Барнаула провела переговоры с представителями "КамАЗа" о поставке в краевой центр автобусов этого производителя. Какова судьба данного проекта, не известно. Местные автопредприниматели говорят, что автобус "КамАЗ" "не годится, не даром его в Европу не пускают". В настоящее время одни участники рынка не верят в возможность реализации замысла министра Левитина, другие считают, что будущее алтайских пассажироперевозок за автобусами большой вместимости. И, может быть, за новой маркой автобуса "ГАЗа" - "Валдай". "Пока про "Валдай" говорить рано. Еще не известно, сколько он будет стоить. Я бы их на местный рынок не пустил. Лучше уж использовать 15-летний импортный автобус", - авторитетно заявил Валерий Леонов. Кстати, именно он в начале следующей недели станет владельцем первого в крае модернизированного отечественного автобуса "ЛиАЗ" стоимостью свыше 2 млн. рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость