Экономика

Минтранс наехал на «Газель»

Министр транспорта России Игорь Левитин 4 марта заявил, что его ведомство сделает все для того, чтобы микроавтобусы «Газель» были вытеснены с отечественного рынка пассажироперевозок. По его мнению, «Газели» опасны для человека. Аналитики связывают это заявление с очередным витком игры на понижение акций «Руспромавто», владельца Горьковского автозавода. На самом «ГАЗе» позицию Левитина назвали «социально безответственной», обвинив министра в плохой информированности. Мнения алтайских автопредпринимателей по этому поводу разделились.

Имиджевые соображения

В 2004 году пассажирской «Газели» исполнилось десять лет. Нынешняя кампания «Газели-убийцы» стала третьей по счету с 2000 года. Все эти акции отдельные эксперты связывают с переделом собственности на предприятии. Последняя шумиха вокруг «Газелей», не исключено, может сильно навредить холдингу «Руспромавто», намеревающемуся в 2005 году выйти со своими акциями на фондовый рынок. Но это, отметим, только частные мнения.

Что касается заявления министра Левитина, то оно имело любопытную предысторию. В июле 2004 года, выступая на Ликинском автобусном заводе, Игорь Левитин отметил, что популярный микроавтобус «Газель» технически отвечает запросам россиян, «однако не может быть терпим по имиджевым соображениям: эта машина наглядно свидетельствует о принадлежности страны к третьему миру». Большие автобусы, по мнению министра, в этом смысле вне конкуренции. Г-на Левитина тогда активно поддержал руководитель профильного департамента Минтранса Александр Колик: «Не могу сказать, что так жить нельзя. Так живут многие страны Азии, Африки и Латинской Америки. Для России этот путь неприемлем, потому что таким образом мы никогда не сможем обеспечить пассажиру тот уровень комфорта и безопасности, который дает ему большой автобус».

Последнее же выступление Игоря Левитина связано с крупной аварией, произошедшей в начале марта в городе Туле. По предварительной версии, причиной автокатастрофы, в которой погибли десять пассажиров «Газели», стала техническая неисправность «маршрутки». В Туле прошел несанкционированный митинг против «Газелей-убийц», в ходе которого, по данным интернет-портала «Вся Тула», около 50 человек призывали запретить пассажирские перевозки на микроавтобусах «Газель». Игорь Левитин в свою очередь заявил: «Мы понимаем, что в один день избавиться от „Газелей“ не получится, но стандартами и требованиями мы должны сделать так, чтобы „Газели“ ушли из этого сектора».

На Горьковском автозаводе инициативу министра транспорта восприняли поначалу довольно резко. Газета «Финансовые известия» цитирует руководителя пресс-службы «ГАЗа» Олега Гамова, который назвал позицию Левитина «социально безответственной» и «неподходящей для звания министра». Чуть позднее пресс-служба «ГАЗа» в ответ на запрос «ВД» сообщила следующее: «Заявление министра транспорта вызвало в первую очередь удивление. Так как накануне, 3 марта, И.Е. Левитину и В.Н. Кирьянову (начальник ГУ ГИБДД) было направлено письмо, подписанное генеральным директором ОАО „Руспромавто“ А.Э. Юшкевичем». Речь в ответе пресс-службы идет о письме, в котором Александр Юшкевич сообщил высокопоставленным чиновникам о том, что производитель «уже внедрил ряд мер, направленных на повышение потребительских качеств и уровня безопасности выпускаемой автомобильной техники». «Антиблокировочная система тормозов, о которой говорил министр как о перспективе, на самом деле устанавливается на „Газели“ уже больше года, — говорится в ответе пресс-службы. — Очень сожалеем, что министр не обладает полной информацией. Так же пресс-служба „ГАЗа“ сделала акцент на том, что „все предпринимаемые усилия сводятся на нет из-за условий эксплуатации в автопредприятиях страны“.

Очень хорошая машина

Позиция мэрии Барнаула по поводу пассажирских „Газелей“, которых по состоянию на 11 марта в городе зарегистрировано 559 единиц, давно известна. В администрации города приняли решение „разгрузить“ центр Барнаула от микроавтобусов, предоставив им возможность работать на периферийных маршрутах. Тем не менее в мэрии пока не готовы полностью отказаться от „Газелей“. Олег Юдин, сотрудник транспортного комитета администрации Барнаула не взялся комментировать заявление министра транспорта России, но уточнил: „Газели“ проблему пассажироперевозок полностью не решают. Но о полной ликвидации этого вида транспорта говорить рано. В городе есть маршруты, на которых автобус просто не пройдет физически по своим габаритам. Во-вторых, есть маршруты с малым пассажиропотоком. Там автобусы использовать просто нерентабельно».

Виктор Безгодов, директор станции техобслуживания «Южный», четыре десятка «Газелей» которой обслуживают маршруты под номерами 77, 80 и 18: «То, что говорит министр, весомо. Однако то, что случилось в Туле, могло случиться с любым транспортным средством. У меня водительский стаж с 1968 года. И могу сказать, что „Газель“ — это хорошая машина. Да, проезд на ней стоит дороже. Вот пусть министр и занимается тарифами, а не несет такую галиматью».

Игорь Беспалов, начальник отдела продаж компании «АлтайГАЗавтосервис», официального представителя завода «ГАЗ»: «Мы насторожены заявлением Левитина. Однако пока вероятность того, что все это будет реализовано, мала. Думаю, сейчас на уровне местных властей нужно принимать решения, которые способствовали бы наведению элементарного порядка в сфере пассажироперевозок. Единичные же случаи аварийности с участием „Газелей“ — не показатель, характеризующий их опасность».

Автобус для перевозки дров

Интересно, что мнение министра Левитина и его заместителя Колика разделяют и некоторые алтайские перевозчики. «Пассажирских „Газелей“ быть не должно. Автобусов такой вместимости нет во всем мире. „Газель“, как и остальной отечественный транспорт, не соответствует никаким нормам», — заявил владелец одного из крупнейших парков «маршруток» в Барнауле, категорично попросив не называть его имени в газете.

Валерий Леонов, руководитель Барнаульского городского общества автопредпринимателей: «Поддерживаю заявление министра. „Газель“ — это не пассажирский транспорт. Это грузовая машина, на которой можно возить дрова и все что угодно. Как специалист вам говорю, пассажирская „Газель“ опасна в городе».

Не так давно мэрия Барнаула провела переговоры с представителями «КамАЗа» о поставке в краевой центр автобусов этого производителя. Какова судьба данного проекта, не известно. Местные автопредприниматели говорят, что автобус «КамАЗ» «не годится, не даром его в Европу не пускают». В настоящее время одни участники рынка не верят в возможность реализации замысла министра Левитина, другие считают, что будущее алтайских пассажироперевозок за автобусами большой вместимости. И, может быть, за новой маркой автобуса «ГАЗа» — «Валдай». «Пока про „Валдай“ говорить рано. Еще не известно, сколько он будет стоить. Я бы их на местный рынок не пустил. Лучше уж использовать 15-летний импортный автобус», — авторитетно заявил Валерий Леонов. Кстати, именно он в начале следующей недели станет владельцем первого в крае модернизированного отечественного автобуса «ЛиАЗ» стоимостью свыше 2 млн. рублей.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость