Экономика

На Алтае созрел облепиховый кризис

Для плодопитомников и сельхозпредприятий, сделавших ставку на эту некогда высокорентабельную культуру, нынешний год может обернуться колоссальными убытками.

Себе в убыток

– Если в ближайшее время ничего не изменится, не будем убирать облепиху, просто оставим ее на кустах, – заявил руководитель одного из хозяйств, специализирующегося на выращивании облепихи.

Переработчики и предприятия фармацевтической промышленности готовы покупать у этого хозяйства облепиху всего по 20 рублей за килограмм. В прошлом году по 60 брали. Да еще и кредитовали под будущий урожай. Впрочем, 20 рублей – далеко не самый нижний предел.

– В этом году если и будем вести закуп облепихи, то, скорее всего, не дороже 20 рублей за килограмм, – сообщил "СК" Александр Захарченко, директор компании "Алтайская кладовая".

По словам Владимира Усенко, директора Научно-исследовательского института садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко, переработчики готовы закупать облепиху урожая-2009 по ценам от 15 до 20 рублей. В то время как себестоимость производства килограмма этой ягоды в прошлом году была в пределах 22 рублей, а нынче – порядка 30 рублей.

– Мы озвучили цену в 35–40 рублей, для нас она была бы вполне приемлема с учетом кризисных реалий, но переработчики играют на понижение, хотя цены на фармпрепараты снижать ни­кто не собирается, – заметил он.

Примечательно, но факт: для того чтобы обеспечить уборку урожая, в прошлом году плодопитомники были вынуждены платить сборщикам от 10 до 20 рублей за килограмм.

– А ведь рассчитывали, что год будет успешным, – сетует Николай Зотов, заместитель директора плодопитомника "Ягодное" в Целинном районе. – В прошлом году мы собрали около 200 тонн облепихи, а в этом году могли бы и 300 тонн получить, только большой урожай грозит обернуться колоссальными убытками.

Хотели, как лучше

– Парадокс ситуации заключается в том, что в прошлом году производители облепихи ценами на сырье поставили на колени переработчиков, а в результате и сами оказались в незавидном положении, – заметил Сергей Мухортов, генеральный директор компании "Алтайский букет".

По его словам, за последние пять лет закупочные цены на облепиху росли в арифметической прогрессии. В сезон 2003–2004 годов они составляли 12–13 рублей за килограмм, в 2004–2005 годах – 20 рублей, в 2006-м – 25. Через год цена на облепиху подскочила сразу на 10 рублей, самый пик роста пришелся на 2008 год, когда стоимость килограмма этой ягоды подскочила сразу на 25 рублей.

– Не будем критиковать руководителей сельхозпредприятий, они хотели, как лучше, поднять свои предприятия, сделать их более доходными, больше заработать, а получилось, как всегда, – говорит Мухортов. – Год назад мы предлагали сельхозтоваропроизводителям цену в 35–40 рублей за килограмм.

Если бы крестьяне позаботились о сокращении издержек, то, продавая облепиху за эти деньги, они смогли бы получить рентабельность свыше 100, а то и 200%. Однако сиюминутная выгода, кто же ее упустит.

– В прошлом году мы закупали сырье по ценам, которые диктовали крестьяне, в результате себестоимость конечной продукции возросла в разы, возникли сложности с ее реализацией в аптечные сети, – утверждает Виктор Кий, заместитель гендиректора компании "Алтайвитамины".

По информации газеты "Свободный курс", в крае скопилось около 30 тонн облепихового масла, которое некому сбыть. Это почти 100 миллионов рублей, которые оказались замороженными.

Выход в инновациях

Очевидно, этот год для крестьян и переработчиков будет не самым простым. В некоторых плодопитомниках заявляют, что ягоду можно заморозить в холодильнике или переработать ее в масло и попридержать до лучших времен. Очевидно, что в сложившейся ситуации продать сырье по цене выше сложившихся вряд ли кому удастся. Повод задуматься о переменах.

– Не исключено, что до тех пор, пока переработчики не задумаются о расширении ассортимента, проблемы с реализацией сырья и облепихового масла никуда не исчезнут, – заметил Сергей Мухортов. – А на поиск новых возможностей использования этой ягоды пока свои силы и деньги тратят лишь единицы предприятий в России. Между тем спрос на облепиховые продукты более высокий, чем предложение, и до тех пор, пока в крае не появятся инновационные технологии выращивания, сбора, хранения и переработки облепихи, участников рынка будет лихорадить. А ведь облепиха – это составная часть бренда Алтая.

Николай Халин,
начальник отдела промышленного садоводства, крестьянских (фермерских)
и личных подсобных хозяйств Главного управления сельского хозяйства края:

Я бы не стал чересчур сгущать краски. Те 30 тонн концентрата масла, что остались с прошлого года, рассредоточены по нескольким компаниям. Ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: фармакологи поиграли с ценами, сейчас идет отрезвление. Снижение закупочных цен и трудности с реализацией сырья облепихи – это проблема для крестьян, но вопроса убирать или не убирать урожай сегодня не стоит. Хозяйства провели все агротехнические мероприятия по уходу и готовятся к приему нового урожая, а также к выработке концентрата масла.

Справка

20 рублей – такова себестоимость 1 кг облепихи в плодопитомниках региона, по расчетам самих товаропроизводителей. 

Алтайский край – лидер России и СНГ по культивации плантаций облепихи. Из 5 000 гектаров культурных плантаций облепихи более 3 500 га находится на Алтае. Также Алтайский край является мировым лидером по селекции зимостойких крупноплодных сортов с заданными свойствами: повышенным содержанием сахара, аскорбиновой кислоты, масла.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость