Экономика

Не взлетим, так поплаваем

Барнаульский предприниматель Александр Гоманица хочет создать международный центр полетов на воздушном шаре.

Когда барнаульский предприниматель Александр Гоманица учился на физфаке Новосибирского государственного университета, он, как и все студенты, писал дипломную работу. Только вот выбранная им тема исследования звучала весьма необычно - "Газовые дирижабли". Кто бы мог подумать тогда, что спустя много лет Александр Гоманица купит на свои сбережения воздушный шар и задумается над идеей воплощения маленького международного бизнес-проекта с большими перспективами.

На свой страх и риск

Ответить на вопрос, почему Александр Гоманица выбрал именнно такую тему дипломной работы, непросто. Скорее всего, причин принятия такого неординарного решения было несколько. В первую очередь, сказались авантюрные черты характера самого студента. Как вспонимает сегодня Александр Анатольевич, когда студенческая группа впервые услышала словосочетание "газовые дирижабли", то многие из ребят вслух спросили: "А что это вообще такое?" "Я же, не зная ответа, на свой страх и риск решился попробовать и вызвался изучать эту тему". Во-вторых, Гоманице, тогда еще начинающему теплофизику, показалось действительно интересным с научной точки зрения исследование в этой области воздухоплавания. И в-третьих, позволим себе предположить, что еще в те годы Александр задавал себе извечный вопрос "почему люди не летают?" и мечтал подняться в небо если уж и не самостоятельно, то хотя бы с помощью этих огромных и грациозных летательных аппаратов.

Сегодня можно сказать, что студенческая мечта предпринимателя сбылась. А началось ее осуществление в мае этого года. Теплым весенним утром Александр Гоманица вышел на крылечко гостиничного домика в Горном Алтае, где он тогда отдыхал вместе с семьей, и поразился красоте местной природы. Изумительный ландшафт, открывшийся его взору, натолкнул на безумную, казалось бы, мысль - "вот бы сейчас здесь на шаре воздушном прокатиться!" Однако свежий горный воздух моментально отрезвил предпринимателя: "Шар, как никак, приличных денег стоит. Да и как на нем летать, если часов налета - ноль с копейками?" Вернувшись в Барнаул, Гоманица постоянно размышлял над воплощением пришедшей к нему идеи. Любопытство взяло вверх, и Александр поинтересовался в Интернете, сколько примерно может такой "шарик" стоить, где его можно приобрести и как не ошибиться в выборе. Вскоре, пройдя солидную теоретическую подготовку, наш герой обратился к бывшему однокласснику, тоже, кстати, физику по образованию, с предложением поддержать хорошую идею практически. Получив согласие и уговорив супругу потратить накопленные за несколько лет для замены автомобиля деньги, Александр отправился за диковинной покупкой в Москву.

Не надо выбрасывать деньги на ветер

Чем же всё-таки была для него эта идея в начале пути - просто забавой или перспективным начинанием? Об этом мы спросили у самого Александра Анатольевича.

- Почему поехали именно в Москву? Как выбирали воздушный шар и во сколько вам обошлось его приобретение?

- В России есть три основных площадки, где всерьез занимаются развитием воздухоплавания. Они расположены в Москве, Санкт-Петербурге и в городе Великие Луки. В последнем, кстати, это дело поставлено на очень серьезную основу. Именно в Великих Луках проводятся каждый год крупные соревнования по воздухоплаванию, вручаются награды, присваиваются спортивные разряды. Но я поехал все-таки в столицу. Почему? Просто потому, что через Интернет связался с Российским воздухоплавательным центром, расположенным в Москве, и объяснил им суть своей проблемы. Мне пообещали помочь. И действительно, когда я прибыл в Москву, меня познакомили с посредником, который предложил все возможные варианты.

Надо сказать, что воздушные шары бывают разных модификаций от АХ6 до АХ12. Мне показали АХ8. "Восьмерка" меня устроила по всем показателям - и по техническому состоянию, и по цене. Правда, мне пришлось отдать за воздушный шар чуть больше десяти тысяч долларов. Но столько и стоит такой аппарат, бывший в употреблении. Новый же воздушный шар обошелся бы в 15-22 тысячи долларов, что для меня было все-таки дороговато.

Покупку мы проверили на месте. Поднялись на шаре в воздух, пилоты по ходу объясняли мне все тонкости управления "машиной". Для меня, как для физика, это не являлось новой наукой. Кстати, тот день, а это было 4 июня, был знаменательным - ровно 300 лет назад человек впервые поднялся в небо на воздушном шаре. Вот такой хороший знак! В общем, покупкой я был удовлетворен, отправил летательный аппарат по железной дороге в Новосибирск, а оттуда перевез в Горный Алтай. Там он теперь, если хотите, живет и работает.

- Есть ли у вас конкуренты в этом бизнесе на Алтае?

- Серьезных - нет. Мой шар появился в Барнауле первым в этом году. А вообще в городе имеется всего два шара - у меня и в барнаульском аэропорту.

- Возможны ли полеты воздушного шара зимой?

- Если исходить из законов физики, то зимой ему подниматься в небо даже легче. Из-за изменений физических характеристик воздуха при низких температурах резко увеличивается грузоподъемность оболочки аэростата. Однако ухудшаются погодные условия для пилота и отдыхающих. В шаре можно замерзнуть. Поэтому зимой полеты нежелательны.

- Изначально целью покупки для вас было развлечение, свободный полет в удовольствие. Так? Во что эта идея воплотилась впоследствии?

- Да, изначально я шар покупал для себя. Летать хотелось. Но все-таки я не привык выбрасывать деньги на ветер. А потому, перед тем, как начать это дело, я просчитал "рентабельность" задумки, проанализировал все возможные расходы. Час полета шара с учетом стоимости газа, зарплаты пилота и прочих расходов, обходится примерно в две тысячи рублей. Плюс к ним - амортизация шара, т.е. планирование возможных расходов на ремонт. А здесь ситуация очень сложная. Шар - не машина, которую можно раз за разом чинить и ездить сколько угодно. Средняя продолжительность "жизни" шара - 300-400 часов полета. По подсчетам продавца, моему шару оставалась летать где-то часов 200, после чего его оболочка перестанет выдерживать нормативную нагрузку, и аппарат, грубо говоря, можно будет выбрасывать. "Таким образом, - думал я, - этот проект станет своеобразной трубой, в которую улетят все деньги". То есть к десяти тысячам долларов, которые я потратил, за лето мне предстоит выложить еще тысячи три-четыре. Ничего себе - затраты!

И тогда я решил совмещать приятное с полезным - кататься в свое удовольствие, совершенствовать свои спортивные навыки в области воздухоплавания, а также предоставлять услуги "аэростата теплового" (так шар именуется по документам) всем желающим. Благо, в Горном Алтае достаточно туристических баз и зон отдыха. Вскоре появились у меня первые клиенты. Так шар стал если и не окупать себя, то хотя бы минимизировать расходы на обслуживание. С окупаемостью вообще дело сложно обстоит. За лето, которое мы отлетали, я не вернул и половины потраченных средств. Но я все равно доволен.

- И что вы тогда решили сделать?

- Где-то ближе к концу летного сезона я заинтересовался именно спортивной составляющей этого проекта. У меня и двух моих пилотов появился богатый опыт воздухоплавания и маневрирования шаром. В октябре мы планируем отправиться в Москву, чтобы там сдать экзамены и получить "корочки" профессиональных пилотов. В том числе и для того, чтобы в следующем году участвовать в соревнованиях в Великих Луках. Когда я начал анализировать спортивную составляющую проекта, у меня возникла идея создать первый за Уралом центр воздухоплавания. Это будет место, куда сможет прийти любой желающий, загоревшийся идеей научиться управлять воздушным шаром. Причем за доступные деньги. По моему замыслу, центр будет представлять собой площадку, включающую учебный корпус, несколько воздушных шаров и летное поле.

С местом, где откроется такой центр, я пока не определился. Хотя "наметки" есть - в Барнауле, Бийске, либо Горном Алтае. При удачном стечении обстоятельств я планирую сделать в одном из этих городов основную базу центра, а в остальных - филиалы. Дело в том, что эти населенные пункты - своеобразные точки сложности полетов. Иначе говоря, маршрут протяженностью от Барнаула до Горно-Алтайска включает в себя различные категории сложности. В окрестностях Барнаула - нулевая категория. Здесь - степь, здесь летать сможет даже новичок. А вот что касается участков в Горном Алтае, то там будет наивысшая категория. Там от пилота потребуются максимальное мастерство и расчет своих действий на несколько шагов вперед.

- Неужели такой центр воздухоплавания будет прибыльным?

- Сейчас, когда я занимаюсь его подготовкой, мы только начинаем оформление всей разрешительной документации на маршруты полетов. А основные статьи дохода могут быть следующими: частично деньги поступят от оплаты услуг обучающимися, плюс средства, вырученные от рекламы, которую мы собираемся размещать на воздушных шарах. В очень далекой перспективе я рассматриваю возможность приобретения газового дирижабля для экскурсионных пассажирских перевозок. Но это очень дорого и пока нам не по карману. Кстати, столица уже закупила три таких летательных аппарата. Они будут парить над Москвой и помогать в решении оперативных служебных задач ГИБДД.

Заграница нам поможет

Александр Гоманица пояснил нам, почему свою затею с воздушным шаром он называет международным проектом. Один из крупнейших в мире центров воздухоплавания расположен в американском Сиэтле. "Там у меня живет друг. Недавно он побывал в Барнауле, мы обсуждали возможность развития этого проекта на Алтае и в Америке. Сама идея показалась ему интересной. Друг согласился помочь мне и сейчас ведет деловые переговоры в США. Осенью я сам планирую отправиться в Сиэтл для обсуждения всех рабочих моментов. Еще есть вариант сотрудничества с Голандией", - говорит предприниматель.

Несмотря на всю фантастичность, мечта Александра Гоманицы построить в Барнауле международный центр воздухоплавания не выглядит стопроцентной авантюрой. Частично она вписывается в концепцию развития туризма на Алтае. Истинным поклонникам воздухоплавания в Европе и Америке, скорее всего, будет интересно побывать в Сибири и увидеть с высоты птичьего полета ее необъятные просторы. "Жители Запада в средствах не стеснены. Поэтому, мне кажется, что они смогут себе позволить такую поездку, - рассуждает Александр Гоманица. - В перспективе можно было бы устраивать совместные праздники и соревнования". Почему бы и нет? Ведь все самые громкие успехи в бизнесе начинались с какой-либо абсурдной, на первый взгляд, идеи. И никто не мог поверить, что она осуществиться. Кстати, во время празднования Дня города барнаульцы могли увидеть воздушный шар Александра Гоманицы, украшенный рекламой фирмы "Рики". Значит, его бизнес-проект начал работать.

Кто такой Александр Гоманица

Александр Гоманица родился в Барнауле в 1962 году. Учился в барнаульской школе № 42, в 1984 году окончил физический факультет Новосибирского госуниверситета. Затем работал на Барнаульском радиозаводе. В 26 лет возглавил вычислительный центр одного из проектных институтов в Алтайском крае. В 1992 году Александр Гоманица решает заняться бизнесом. Сегодня он руководит частным охранным предприятием. Кроме того, Александр заочно получает второе высшее образование, являясь студентом III курса юридического факультета Томского госуниверситета.

Как устроен воздушный шар

Вот какую характеристику дал летательному аппарату сам Александр Гоманица:

- Современный воздушный шар имеет достаточно надежную конструкцию. Его корзина состоит из тесно переплетенных прутьев, рассыпаться в воздухе она не может. На шаре имеются четыре топливных резервуара-баллона, в которых находится необходимый для полетов газ. Почему - четыре? Если один из них выйдет из строя, всегда найдется замена. Сама горелка состоит из двух элементов, тоже на всякий случай. Сфера шара состоит из прочной ткани, чью основную характеристику - способность держать нормативное давление - необходимо периодически проверять. Сфера крепится к корзине стольными стропами. К тому же, на шаре установлен блок контрольных приборов, которые во время полета показывают пилоту текущие характеристики летательного аппарата. Очень важен в вопросах безопасности воздушного шара человеческий фактор. На первом плане - профессионализм и опыт пилота. Если же пилот окажется забывчивым (например, потухнет газовая горелка, а он на земле зажигалку оставил), то экипаж могут ждать большие неприятности.

Сергей КУПРЯЕВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость