Экономика

Новый повод для разговора с властью. В России введены критерии оценки работы муниципалитетов

Президентом страны принят указ, который определяет критерии оценки эффективности работы муниципальных органов. В число таких критериев вошло немало показателей, так или иначе связанных со сферами деятельности малого и среднего бизнеса. Эксперты расходятся в оценках нового указа: одни полагают, что он поможет бизнесу выстраивать более конструктивные отношения с властью, другие считают, что нужно не показатели накручивать, а создавать систему улучшения жизни населения.

Практика оценки работы городов и районов для Алтайского края не нова. В течение нескольких лет в регионе проводится конкурс на лучшее муниципальное образование – со своим перечнем показателей эффективности работы. Кроме того, буквально за несколько дней до появления указа президента губернатор края Александр Карлин также подписал постановление «Об утверждении методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления». Теперь эти документы должны будут приведены во взаимное соответствие. Указ предполагает более жесткую подчиненность муниципальных образований региональным администрациям: вся информация о результатах деятельности в городах и районах будет направляться именно на региональный уровень.

«Отрадно, что основное внимание в указе президента уделено показателям, от которых зависит уровень развития муниципального образования в целом, качества жизни его населения, – считает Стелла Штань, председатель комитета по местному самоуправлению Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС) и председатель совета директоров «Производственно-инвестиционной корпорации». – И без бизнеса, без развития жилищного строительства, промышленности не обойтись».

Стелла Штань обратила особенное внимание на несколько показателей. Например, средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство до получения разрешения на это строительство. «Я считаю, этот критерий недаром привязали к перечню показателей эффективности. Теперь муниципальный служащий прежде чем уйти в отпуск, не подписав бумаги, наверно, подумает, а как это потом отразится на общей картине и как к этому отнесется глава. У предпринимателей появится основание разговаривать с властью и ставить вопросы. Это очень важно».

Немаловажным Стела Штань считает и такой показатель, как доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет. «Мы можем по пальцам пересчитать, сколько домов в Барнауле такую процедуру прошли. Я понимаю, что для муниципалитета это дорогостоящий процесс. Но ведь что значит кадастровый учет? Это возможность собирать налог на землю, то есть это дополнительная бюджетная составляющая». К числу значимых председатель комитета АКЗС отнесла и число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. человек населения.

В целом, по мнению Стеллы Штань, из обобщенных показателей будет складываться вполне объективная картина работы муниципальных органов. Многие критерии просто невозможно будет подтасовать. Скажем, год внесения изменений в генплан, площадь земельных участков, предоставленных под строительство, и прочие. Спорными с точки зрения объективности отражения ситуации она назвала лишь несколько: удовлетворенность населения медицинской помощью, качеством дошкольного образования. Этот показатель будет исчисляться путем опроса.

Иного мнения по поводу критериев оценки работы муниципалитетов и в целом указа придерживается Геннадий Малков, заместитель председателя правления Алтайского союза предпринимателей. «Я считаю, что нет в этих параметрах баланса и здравого смысла, – говорит он. – Борясь за увеличение количества субъектов малого бизнеса, достичь нужного результата можно формально, административно. Бизнесу скажут: давайте-ка, дробитесь. Была одна фирма, стало 50. Но зачем это нужно? Ведь предпринимательство базируется на внутренней инициативе человека. А чтобы его мотивировать на занятие бизнесом, нужно предоставить положительные примеры: дать понять, что предпринимательство – это уважаемая когорта, что в отношениях с властью превалирует здравый смысл, что к мнению предпринимателя прислушиваются. Смысл есть не в клонировании субъектов бизнеса, а в реальной поддержке».

Геннадий Малков в целом скептически относится к такого рода указам. «У нас принимают один закон, потом закон, который контролирует его, потом – третий, который регулирует исполнение предыдущего и т. д. На мой взгляд, если есть необходимость что-то изменить в той или иной отрасли, то нужно вносить изменения в базовый закон, где и должны быть предусмотрены наказания за его неисполнение. Чтобы тот же чиновник знал, что если его не исполнит, то – все, удавка. Тогда это будет эффективно», – резюмирует он.

Справка
Некоторые показатели эффективности работы муниципалитетов:

– число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения;

– доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций;

– площадь земельных участков, предоставленных для строительства;

– средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах аукциона по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство;

– объем жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий;

– площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых со дня принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах аукционов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Сколько жилья вводят муниципалитеты (за январь-март 2008 года)

Города

№ п/п

Наименование

Тыс. кв. м.

В % к январю-марту

2007 года

1

Барнаул

90,5

74,0

2

Бийск

8,0

250,0

3

Новоалтайск

4,0

380,0

4

Белокуриха

3,6

79,5

5

Заринск

1,6

220,0

6

Камень-на-Оби

1,6

200,0

7

Рубцовск

1,3

117,8

8

Славгород

1,2

101,6

9

Алейск

0,9

34,7

10

Змеиногорск

0,3

93,8

11

Яровое

0,1

Нет данных

Районы-лидеры

№п/п

Наименование

Тыс. кв. м.

В % к январю-марту 2007 года

1

Первомайский

4,76

210,0

2

Зональный

2,70

820,0

3

Троицкий

1,98

Нет данных

4

Павловский

1,87

106,1

5

Михайловский

1,68

470,0

6

Ключевской

1,02

370,0

7

Тальменский

1,01

145,4

8

Егорьевский

0,98

77,6

9

Бийский

0,93

350,0

10

Смоленский

0,90

Нет данных

Источник: администрация Алтайского края.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость