Экономика

Охота за секретами

Коммерческий шпионаж и борьба с ним на Алтае обретают новые формы.

С проблемой защиты коммерческой информации регулярно сталкиваются примерно 10% частных компаний. До недавних пор это были в основном крупные предприятия, чей бизнес стоит действительно дорого. Однако в последнее время все больше мелких и средних фирм сталкиваются с попытками конкурентов залезть в их "интеллектуальный кейс". При этом есть немало специалистов, готовых оказать профессиональную помощь как первым, так и вторым.

Кто это делает

О существовании коммерческого шпионажа знают многие, но о нем редко говорят. Во всяком случае, открыто. Барнаульские специалисты, компетентные в этой области, согласились поговорить о своей работе на условиях полной анонимности, при этом отказавшись называть названия фирм-клиентов, которые обращаются к ним с заказами на защиту или "перекачку" информации. Но это не помешало нам узнать некоторые любопытные детали.

Как выяснилось, в крае сегодня работает целая сеть "предпринимателей", которые по заказу клиента занимаются, если использовать профессиональную терминологию, негласным съемом информации, не имея на то соответствующих лицензий (по нашей информации, в Алтайском крае нет ни одной компании, имеющей полный пакет разрешений на проведение всего спектра мероприятий по технической защите информации). А закон сегодня преследует как установку, так и поиск систем съема информации. Правоохранительные органы довольно четко отслеживают действия "информационных шпионов", при этом вся дорогостоящая техника изымается. Естественно, такие специалисты не рекламируют свои услуги, молва о них передается исключительно по народному "телефону".

Гораздо успешнее сбором коммерческой информации удается заниматься службам безопасности и аналитическим отделам предприятий. Наиболее мощными считаются такие подразделения, работающие при коммерческих банках. Службы безопасности как правило возглавляют отставные офицеры правоохранительных органов и спецслужб, большинство из которых всю сознательную жизнь по роду профессии занимались добычей конфиденциальной информации. Нельзя забывать и о прежних рабочих связях, бывших коллегах, продолживших работу в "органах". Это значительно облегчает сбор нужных сведений о той или иной компании. У любой службы безопасности есть информационная база, которую необходимо постоянно пополнять. Ситуация на рынке меняется динамично, на него выходят новые игроки, а старые усиливают свои позиции, придумывая что-то новое. Степень успешности развития информационной базы является одним из ключевых показателей работы службы безопасности фирмы. Поэтому съем информации ведется постоянно.

Кстати, распространено мнение, что руководители служб безопасности зачастую сами "вбивают" в головы своих работодателей, что за кем-то нужно постоянно следить, кого-то прослушивать и проверять, при этом сильно преувеличивая значимость и необходимость этой работы. Объяснения такому поведению даются разные. Одни говорят, что это стремление создать видимость работы, оправдать свою заработную плату, показав при этом, что служба по обеспечению безопасности создана не зря. Другие утверждают, что за годы работы в милиции и спецслужбах у офицеров происходит определенное искажение психики на профессиональной почве. "Такие люди даже в магазине или на рыбалке не забывают, что они - разведчики", - пояснил один из наших экспертов. Безусловно, это частные мнения. Но достоверно известно о случаях, когда по инициативе службы безопасности в офисе компании организовывались "зачистки" для выявления скрытых подслушивающих устройств. Мероприятие проводилось успешно, "жучки" находили. Владелец фирмы, наконец проникнувшийся серьезностью ситуации, готов выделить дополнительные средства на защиту информации, при этом и не подозревая, что "прослушки" еще вчера установила... сама служба безопасности.

Как это делают

Приобретение техники для ведения коммерческого шпионажа сегодня уже не считается проблемой. При наличии денег все что угодно можно приобрести через Интернет. Кроме того, в Москве и Новосибирске проводятся ежегодные выставки, на которых производители такой техники представляют свои новинки. При необходимости можно заплатить от 100 долларов за простейший "жучок" или несколько тысяч "зеленых" за сложный комплекс. По сведениям наших источников, в краевом центре сегодня есть микрофоны направленного действия, позволяющие записывать разговоры прогуливающихся по улице людей с расстояния в несколько десятков метров. Так же в Барнаул завезена аппаратура для записи разговоров через телефонные коммуникации, батареи и трубопроводы. К разряду редких относятся устройства со специальным направляемым лучом, который, отражаясь от оконного стекла, преображается в звук. И уж совсем раритет - комплекс, позволяющий прослушивать разговоры через стены толщиной до 60 сантиметров.

Однако наиболее уязвимым звеном в сфере обеспечения информационной безопасности предприятия остается человеческий фактор. По разным оценкам, от 15 до 30 процентов компаний имеют в своем штате сотрудников, которые по разным мотивам "сливают" информацию конкурентам. Одни делают это из-за неудовлетворенности своих амбиций, другие передают важные сведения после того, как им пообещали новое место работы, третьих к этому подталкивает любовь к деньгам. В Барнауле сотрудник производственной компании, продав за 200 долларов две дискеты, в результате лишил свое предприятие сделки, стоимостью на два порядка выше.

Вместо эпилога

Специалисты утверждают, что пик активности коммерческого шпионажа приходится на периоды, которые связаны с определенными политическими событиями - сменой главы региона, города, начальников подразделений в мэрии и даже руководителей районных администраций. Перестановки в руководящих звеньях органов власти и правоохранительной системе почти всегда приводят к переделу или некоторым изменениям в определенных сферах экономики. Фирмы, приближенные к прежнему руководству, уходят на второй план, на рынке появляются новые ключевые игроки.

В этой связи необходимо отметить две новые услуги, которыми теперь могут воспользоваться местные фирмы. Во-первых, барнаульское предприятие "Ирокез-Холдинг" заключило партнерский договор с новосибирским специализированным частным предприятием, которому удалось получить весь набор лицензий на проведение мероприятий по технической защите информации. Иными словами, в Барнауле "жучки" и более сложные шпионские системы отныне будут искать на законных основаниях. Во-вторых, в краевом центре появился первый "коммерческий" детектор лжи. Теперь проверить на лояльность и преданность можно любого подчиненного. Так что местный бизнес теперь способен встретить любой "шпионский всплеск" во всеоружии.

Справка редакции

В России сегодня сотни людей успешно зарабатывают на продаже конфиденциальных сведений. Речь идет об информационных базах различных государственных структур. По словам одного из наших экспертов, в краевом центре сегодня можно купить лазерные диски с информацией об экономических преступлениях и их инициаторах, информацию о должниках налоговой инспекции, информацию из органов госстатистики и ГИБДД. Их стоимость в зависимости от степени "свежести" колеблется от 5 до 25 тысяч рублей. В западной части России, где такая торговля информацией более развита, за 100-250 долларов можно приобрести довольно специфичные базы данных: "Похищенные паспорта" (данные по 122 тысячам документов, апрель 2001 года), "Московская недвижимость" (арендаторы и собственники нежилых помещений, май 2002 года), "Физические лица Московской области" (информация по более 5 млн. жителей, август 2000 года), "Таможня" (все операции с 1998 года по декабрь 2002 года) и т.д. По данным журнала "Малое предприятие", объем продаж продукции, содержащей служебную или закрытую информацию, в стране оценивается примерно в 50 млн. долларов в год. Около 60% при этом покупают службы безопасности компаний, охранные и детективные агентства. Остальная доля приходятся на маркетинговые агентства, криминальные структуры и просто любопытных "частников".

Справка редакции

Руководителям предприятий можно порекомендовать несколько первичных шагов по защите коммерческой информации.

1. Составить структуру вероятных угроз безопасности фирмы и ее сотрудников. Оценить важность и ценность информации. Понять, какую информацию, для чего и от кого нужно защищать.

2. Внести дополнения в уставные документы, подготовить перечни сведений, составляющих коммерческую тайну. Внести изменения в договорные отношения с сотрудниками фирмы.

3. Обозначить защищаемую информацию соответствующими указателями на ее носителях, организовать их учет, разграничить доступ к информации сотрудников.

4. Организовать минимум физической защиты помещений и хранилищ информации. Регламентировать использование средств связи и передачи информации.

5. Подобрать специалистов, которые начнут работу по защите информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость