Экономика

Плата за молчание

За сокрытие информации о сделке придется платить 50 тысяч рублей

До недавнего времени за непредоставление сведений в антимонопольные органы об определенного рода сделках, оговоренных в законе о конкуренции, руководители фирм и индивидуальные предприниматели чаще всего получали предупреждения или уплачивали небольшие штрафы. Ситуация кардинально изменилась после 1 июля 2002 года - с вступлением в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях умалчивать о таких сделках стало экономически более невыгодно.

Теперь за непредоставление необходимых ходатайств, сведений, заявлений и уведомлений в антимонопольный орган предусмотрены штрафы, куда более существенные - от 50 до 500 тысяч рублей. Прежде за "молчание" о сделках и операциях, полный список которых указан ниже, предпринимателям грозил штраф от 1 до 5000 минимальных размеров оплаты труда (т.е. от 100 до 500 тысяч рублей). Как видим, минимальный порог штрафа вырос в 500 раз. На комиссиях в территориальном управлении МАП РФ по Алтайскому краю бизнесменам, как правило, выписывалось предупреждение или штраф, близкий к минимальному.

То, что среди предпринимателей широко распространены нарушения антимонопольного законодательства, о которых идет речь, можно объяснить, как минимум, двумя причинами. Во-первых, не совсем четким представлением о всех нюансах самого законодательства, и, во-вторых, нежеланием платить по 15 тысяч рублей в федеральный бюджет в виде государственного сбора. Платежный документ, подтверждающий, что сбор оплачен, по закону нужно предоставлять при обращении в антимонопольные органы. Конечно, не будем исключать, что у руководителей предприятий, работающих на том или ином товарном рынке, есть и иные мотивы.

Но для чего антимонопольным органам нужны сведения о слиянии финансовых организаций, создании отраслевых союзов или перекупке акций компаний? И почему так велика сумма государственного сбора? По поводу сбора Людмила Смирнова, заместитель руководителя территориального управления МАП по Алтайскому краю, пояснила, что сумма установлена постановлением правительства России в 1997 году. Что касается предоставления информации о сделках, то, по словам Людмилы Смирновой, антимонопольные органы проявляют пристальное внимание к так называемым вертикальным и горизонтальным связям между хозяйствующими субъектами. Примером вертикального соглашения может служить договор сети магазинов с производителем на поставку продукции. "Вертикальные соглашения антимонопольными органами рассматриваются как благоприятные для потребителя, - говорит замруководителя территориального управления, - сокращается цепочка доведения товара до потребителя, уменьшается количество перепродавцов, снижаются цены". Иное отношение у антимонопольных органов к горизонтальным соглашениям, т.е. случаям, когда несколько хозяйствующих субъектов заключают договорные отношения, объединяются в союзы и ассоциации, договариваясь об определенных правилах игры на рынке. "Бывает, что они заключают соглашения для поддержания определенного уровня цен, создания дефицита, что является нарушением антимонопольного законодательства, - пояснила Людмила Смирнова, - такие моменты мы и рассматриваем, оценивая, не приведет ли та или иная сделка или операция к монополизации рынка".

Антимонопольное законодательство существует в России с начала 90-х годов. "Первое время предприниматели на комиссиях говорили о том, что не знают закона о конкуренции, и вообще в глаза его не видели, - говорит Людмила Смирнова, - я думаю, что теперь с антимонопольным законодательством знакомы практически все". Тем не менее "вопросы об умолчании" рассматривались на комиссиях в территориальном управлении МАП с периодичностью 3-5 раз в месяц. После вступления в силу 1 июля 2002 года Кодекса об административных правонарушениях решения в отношении нарушителей принимаются уже не комиссионно, а единолично руководителем либо заместителем управления. Да и сами предприниматели используют другие объяснения и доводы в свою пользу, прибегая к помощи юристов. Неизменным осталось лишь то, считают в территориальном управлении МАП, что руководители предприятий, совершая операции и сделки, оговоренные в законе о конкуренции, надеются на то, информация о них не дойдет да антимонопольных органов. "У нас существуют соглашения об обмене информацией с налоговой инспекцией, прокуратурой, ФСБ, краевым комитетом статистики, с администрациями городов и районов. Так что возможность выявлять и пресекать такие моменты у антимонопольных органов была и остается", - словно ставя точку точку в этом вопросе, заключила Людмила Смирнова.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость