Экономика

Почему зарплата специалистов с рабочими профессиями растет, а работать все равно никто не хочет?

Квалифицированный каменщик зарабатывает 40–60 тысяч рублей. Плиточник – еще больше. Подсобный рабочий на стройке «имеет» в месяц 15–20 тысяч рублей – вдвое, а то и втрое больше средней заработной платы по краю. Но найти желающих работать руками очень сложно. Это слова руководителя небольшой барнаульской строительной фирмы.

Эксперты «СК» прогнозируют: зарплата на рынке рабочих профессий продолжит расти и дальше, а самих специалистов будет с каждым годом меньше.

Дефицит – это факт

– Тема о-очень актуальна! – говорит Ирина Кустова , соучредитель рекрутингового агентства «Хэдхантинг». – К нам каждый день обращаются предприятия города с просьбой подыскать им рабочих.

Дефицит рабочей силы будет расти дальше, считает наш эксперт. И тому есть две причины. Во-первых, непопулярность профессионального образования и самих рабочих профессий. Во-вторых, доступность высшего образования.

– Престиж ряда профессий падает из-за низкого уровня заработных плат, – не согласен Сергей Агарков , начальник отдела начального профессионального образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи. – Если мы возьмем список дефицитных специальностей, обзвоним предприятия, которые в них нуждаются, то узнаем, что заработная плата специалиста четвертого разряда – 2300 рублей. Именно на таких условиях приглашал в прошлом году станочников Рубцовский завод запасных частей. Кто пойдет работать за эти деньги? Предприятия на селе тоже платят работникам небольшие деньги. В данный момент от дефицита кадров больше всего страдают именно сельское хозяйство, строительство и машиностроение.

Не хотят учиться?

Сегодня в крае работают 62 учреждения начального проф­образования – лицеи и училища. Именно там готовят строителей, станочников, электриков, трактористов, механизаторов… Всего более 60 специальностей. Однако за последние три года количество учащихся в них сократилось почти на треть. В числе причин – отрицательная динамика демографии. Однако только ли в этом дело?

– Мы начали прием первокурсников в апреле, – говорит Алексей Шаптала , директор училища № 60, что в Первомайском районе. – Но идут к нам слабовато. План – 125 человек, а сегодня подали документы лишь 40. Почему так мало? Да желающих нет! Я уже все соседние районы объехал на три раза. Раньше по школам ходили, а сейчас персонально – по родителям и будущим учащимся. Рассказываем, уговариваем. У нас четыре специальности: электромонтер сельскохозяйственного производства, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, повар и хозяйка усадьбы. Собираюсь сейчас в Залесовский район. В их училище не готовят поваров и хозяек усадьбы, попробуем оттуда девочек вытащить… Главная причина всему этому – непрестижно. А уже потом демография.

В этом году учреждения начального профобразования края должны принять 9 тысяч 400 первокурсников. Прием заканчивается 1 сентября. На 15 июля план был выполнен на 40 процентов.

Сегодня – студент, завтра – ценный кадр

– Нужно принимать меры, причем на разных уровнях, – говорит Ирина Кустова. – На уровне государства – популяризировать рабочие специальности. На уровне предприятия – обеспечивать хорошие условия труда, расширять соцпакет, устанавливать связи с училищами. На уровне кадровых служб – создавать агентства, которые специализировались бы на массовом подборе рабочих и точечном подборе высококвалифицированных специалистов.

– Мы стараемся пропагандировать рабочие специальности, – говорит Сергей Агарков. – В этом году провели очень много конкурсов! С одной лишь целью – показать именно те профессии, по которым есть спад. В 2007 году девять училищ нашего края стали базовыми площадками по разным специальностям, три – ресурсными центрами (см. «Справку»). Это учреждения, на базе которых будут сосредоточиваться все инновации, туда будут направляться деньги, самая современная техника. А они, в свою очередь, будут заключать договоры с училищами, которые находятся рядом, чтобы их учащиеся могли уже сегодня практиковаться и изучать теорию по всем инновационным темам в этих центрах. К закрытию в крае не готовится ни одно учебное заведение.

В управлении по образованию и в самих училищах считают, что многие проблемы можно решить, если лицом к училищам и к студентам повернутся работодатели.

– Как-то мы собрали у себя в Первомайском районе предпринимателей и всех заинтересованных лиц, – рассказывает Алексей Шаптала. – Говорим: создайте условия. Зарплата, квартира, хотя бы стипендия для студентов… Да, наших ребят разбирают, но когда они уже готовы. А вы обратите на них внимание, когда они только пришли учиться. Все пожимают плечами – пока к этому не готовы.

– Многие под властью старых стереотипов: вы нам обязаны, мы ждем от вас специалистов и бесплатно. Так не может дальше продолжаться, – убежден Агарков. – Работодатель должен по-другому относиться к учебным заведениям, вкладывать деньги в развитие их базы. И такие примеры уже есть. Например, многие строительные организации помогают училищу № 16, «Ротор» – училищу № 8, «Коксохим» в Заринске шефствует над училищем № 41. Предприниматели платят студентам стипендии, а завтра ждут их с дипломами и с распростертыми объятиями.

Те, кто так поступает, поняли: ситуация настолько серьезная, что завтра многие могут остаться вообще без кадров. Квалифицированные рабочие уже сейчас превращаются в предмет интриг: работодатели, готовые платить, переманивают их друг у друга, зарплаты растут. А там, где платить нечем, еще хуже – в некоторых агрофирмах, например, есть техника, а управлять ею некому.

Цифра

От 7000 до 10 000 рублей может получать начинающий строитель-отделочник, с опытом – 20000–40 000 рублей и больше.

От 5000 рублей предлагают начинающим юристам без опыта и связей. Юристам с опытом предлагают от 10 000 до 17 000 рублей.

Источник: рекрутинговое агентство «Хэдхантинг».

Факт

Количество студентов в учреждениях начального профессионального образования

2005 год: 30 219

2006 год: 26 661

2007 год: 24 193

2008 год: 22 366

Источник: управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Ресурсные центры и базовые площадки края по различным специальностям

Учебное заведение: базовая профессия

Училище № 16 (Барнаул): строитель

Училище № 8 (Барнаул): станочник

Лицей № 60 (Первомайский район): тракторист-машинист

Лицей № 12 (Барнаул): профессии, связанные с энергетикой (электрики, слесари по ремонту и т. д.)

Лицей № 19 (Барнаул): портной

Училище № 35 (Барнаул): профессии ресторанной индустрии

Училище № 41 (Заринск): строитель, сварщик, оператор ЭВМ и т. д.

Училище № 46 (Бийск): станочник

Училища № 55 (Алтайское), № 64 (Залесово), № 82 (Смоленское) и № 92 (Солонешное): сельскохозяйственные специальности

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость