Экономика

Розница намного вкуснее

На компьютерном рынке без перемен. Тенденции, наметившиеся еще в 2003 году, закрепляются. Конкуренция и маркетинговая активность растут, особенно в розничном сегменте. Корпоративный сегмент пожинает плоды политических событий года и продолжающейся глобализации экономики. Но перспективы есть у обоих сегментов. Розница надеется на рост интереса к беспроводным и универсальным решениям. А на корпоративном рынке идет перегруппировка сил.

«Накал страстей»

Компьютерный рынок активно рос и в 2003 году. Этот год исключением не стал. Причем игроки рынка декларируют стабильность роста, оценивая его в 20-25% в год. Но особенно ярко рос в 2004 году потребительский сегмент. «Многие компании начали проявлять к рознице особенный, повышенный интерес. Именно на розничном рынке сейчас наблюдается «накал страстей», - говорит руководитель отдела маркетинга компании «СиТиГруп» Елена Струкова. Проявилась эта активность в открытии больших, специализированных под розничные продажи магазинов, привлечении к продаже компьютерной техники компаний, торгующих бытовой аппаратурой, расширении ассортимента. Та же «СиТиГруп» (на розничном рынке работает под маркой «К-трейд») совместно с Intel в конце сентября провела нацеленный на розницу «Карнавал цифровых технологий». Это новая для барнаульского рынка форма маркетинговой активности. Хотя в Новосибирске подобное мероприятие проводилось еще в 2003 году и носило аналогичное название. Правда, в «учредителях» новосибирского «карнавала» помимо «К-трейда» значились еще несколько региональных компаний. Например, известный и в нашем городе «Арсиситек». В 2004 году эта компания предпочла пройти некий ребрэндинг, объединив в названии свое компьютерное подразделение и подразделение, занимавшееся мобильными телефонами. Осенью на «Инфокоме» компания представлялась уже как «Арсиситек и его Цифровые порталы». Новые формы борьбы предложила и компания «Мэйпл», которая сначала открыла «КомпьютерМаркет», а совсем недавно и специализированный салон ноутбуков.

Интерес к рознице в компьютерных компаниях объясняют просто. Это повышение доходов населения и потребительское кредитование. По мнению участников рынка, кредитование еще далеко не исчерпало своего потенциала. «Оно становится все более популярным. На самом деле кредитование интересно практически всем. Просто кто-то покупает компьютер за 15 тысяч рублей, а кто-то ноутбук - за 70 тысяч. Этому есть несколько причин: накопить сразу всю сумму психологически сложно (если знаешь, что у тебя где-то есть деньги, велик соблазн потратить), а техника нужна здесь и сейчас. Кроме того, банки предоставляют все более интересные условия кредитования», - говорит руководитель отдела рекламы компании «Мэйпл» Сергей Чирва. По его словам, использование компьютера или ноутбука автоматически его окупает, особенно если техника нужна для работы, поэтому проценты по кредиту окупаются с лихвой. Согласна с ним и Елена Струкова. «Потребительское кредитование далеко не исчерпало свой потенциал - его влияние на рынок будет только усиливаться. В середине года мы начали задумываться о том, что кредитование как конкурентное преимущество теряет свои позиции. Но дело в том, что сами банки ведут активную борьбу за клиентов и предлагают все более и более выгодные условия кредитования потребителей. По нашим наблюдениям, доля кредитных сделок к концу года выросла в полтора раза. Мы уверены, что эта тенденция будет сохраняться в следующем году», - рассказала она.

«Байт» поменял культуру

В то же время корпоративный сегмент, как более строгая, официальная и консервативная часть компьютерного рынка, таким количеством красок не блистал. Времена для «корпоративщиков» сегодня не самые простые. Проблемы местных компаний связаны с отсутствием серьезных средств на информатизацию у краевых и муниципальных органов и глобализацией экономики. Центры принятия решения смещаются в другие города, а там принимают решения о закупках в пользу крупных российских интеграторов. Это касается и государственных компаний, и крупных местных заводов, перешедших под контроль федеральных финансово-промышленных групп. «Заказчик поднимается на другой уровень, а местные исполнители остаются здесь. И они не могут не деградировать как профессионалы без работы», - считает председатель совета директоров холдинговой компании «Байт» Андрей Стрыгин. По его словам, сегодня вся конкуренция между компаниями заключается в выставлении более дешевого оборудования, поскольку по качеству оно везде одинаковое, и в сервисном обслуживании. «Квалификация у сотрудников основных компаний практически одинаковая, но, правда, у каждой компании есть какая-то «фишка», которая получается лучше, чем у остальных», - рассказал он.

Ситуация на рынке подтолкнула «Байт» к реорганизации компании, которая должна окончательно завершится к марту 2005 года. На рынке эту реорганизацию восприняли как проблемы внутри холдинга и начали записывать старейшую компьютерную компанию в крае в «покойники». А параллельно пошли разговоры о трудностях у других лидеров компьютерного рынка. Например, у «Галэкса» и «Корпоративных систем». Впрочем, в самих этих компаниях советуют на молву не ориентироваться. «Корпоративный сектор меняется, меняется его лицо и качество. Многие процессы уходят на другой уровень. И, соответственно, меняются и лицо, и методы работы нашей компании. Может быть, эти процессы и послужили поводом для слухов. За этот год прирост оборота составляет у нас более 25%. Понятно, что в кризисные времена компании так не растут», - комментировал для «ВД» осенью этого года ситуацию генеральный директор «Корпоративных систем» Игорь Бубуненко.

В «Байте» говорят, что «уже прошли самый сложный этап реструктуризации». Холдинг «Байт» к марту будет включать в себя 12-14 аффилированных структур. От аудиторских и консалтинговых до издательских. По словам генерального директора компании «Байт» Вадима Козлова, «мы попытались разные виды деятельности свести на уровне руководителей направлений, ревизировать направления, которые дублировали друг друга или были неоптимальны. Мы провели целый ряд кадровых изменений на уровне первых специалистов. Сейчас мы занимаемся тем, что отлаживаем и настраиваем новую структуру». Кадровые изменения связаны с тем, что «с приходом новых менеджеров у нас поменялась и внутренняя культура. И в эту культуру многие не вписались». В перспективе холдинговая компания «Байт» объединится с дружественными, но не аффилированными компаниями под брэндом «Консалтинговый альянс Алтая» и сможет оказывать комплексные услуги корпоративным клиентам с задачами любого уровня сложности. Основой новой идеологии холдинга останутся информационные технологии. Предполагается, что в «Консалтинговый Альянс Алтая», помимо 12-14 компаний, входящих в «Байт», войдут еще 6-8 дружественных компаний. «Это, например, оценочная компания «Бюро оценки», - рассказывает Вадим Козлов. По его словам, в рамках новой идеологии компания уже заключила два крупных контракта. «Первый подписан и уже реализуется. Это крупнейшее муниципальное предприятие в крае, название которого я бы пока не стал называть. И мы подошли комплексно - начиная с оценки финансового состояния, оптимизации имущественного комплекса, проведения процедур оздоровления, приватизации предприятия, постановки бухгалтерского учета, поставки соответствующей компьютерной техники, обучения», - рассказывает он. «Размер нашего рынка мы пока исчисляем тысячей километров. Это те места, куда можно доехать на машине или на поезде», - говорит Андрей Стрыгин. Представительства в других регионах «Байт» открывать не собирается. «Наш основной багаж - интеллектуальный. К сожалению, он не тиражируется и не делится», - поясняет позицию компании Андрей Стрыгин.

Мобильность и реформы

Участники компьютерного рынка уверены, что и следующий год окажется стабильным, если ничего не поменяется в политике и макроэкономике. В розничном секторе ожидается продолжение острой конкуренции. «Сейчас мы еще не можем говорить, что рынок окончательно поделен между основными игроками», - говорит Елена Струкова. «Продолжится тенденция сближения компьютеров и бытовой техники, и как следствие - появление компьютерных отделов в магазинах, специализирующихся на продаже бытовой техники. Этому будет способствовать и продвижение на рынок мультимедийных систем, которые стали открытием этого года. Они совмещают в себе возможности компьютера и бытовой техники: DVD-проигрывателя, радиоприемника, телевизора. Кроме того, можно прогнозировать повышение интереса к беспроводным решениям. В частности, в нашей компании показатели по продаже ноутбуков выросли в два раза относительно начала года. В дальнейшем такая тенденция будет сохраняться», - считает она. «Мобильность и универсальность будут превалировать и дальше. Расширится рынок “гаджетов” - различных высокотехнологичных «вещичек» - карманных компьютеров, mp3-плееров, цифровых фотоаппаратов, ноутбуков (в частности субноутов - ноутбуков с небольшой диагональю). Скорее всего, появятся вещи, которые будут все эти устройства удачно объединять», - дополняет Сергей Чирва.

Есть на что надеяться и представителям корпоративного сектора. Потенциально их рынок выглядит очень аппетитно. И этот потенциал рано или поздно начнет бурно реализовываться. Яркий пример - недавняя реорганизация краевой налоговой службы, сопровождавшаяся сокращением штатов. Руководитель краевого управления ФНС Алексей Легостаев сразу заявил, что решить проблему с кадрами можно только с помощью автоматизации.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость