Экономика

Рубцовское ноу-хау

Если спросить, какая машина лучше - “Ока” или “Волга”, девятьсот девяносто девять автолюбителей из тысячи наверняка решат, что это розыгрыш. А тот, кто уверенно скажет “Ока”, будет скорее всего Юрий Катаев из Рубцовска. Человек, который первым организовал таксопарк исключительно из отечественных малолитражек. Аналогов ему в крае нет да и в Сибири, пожалуй, тоже. Шутки в адрес мини-такси (самая популярная - “это не машина, а большая сумка”) окончательно прекратились с подорожанием бензина. Новосибирские таксисты уже подняли цены на свои услуги. В Барнауле такса пока держится. Катаев уверяет, что в Рубцовске цены поднимать не собираются и за 40 рублей можно будет проехать из одного конца города в другой.

Всё началось с мамы

Сама фамилия молодого, но хваткого предпринимателя Катаева, кажется, определила род его деятельности. В “тракторном” городе Алтайского края у Катаева на сегодняшний день маршрутное такси, “Рубцовское такси” и “Мини-такси”. Три года назад он решил сделать ставку в своём бизнесе не на представительные и более комфортные “Волги”, которые были в парке “Рубцовского такси”, а на малогабаритные “окушки”. Жизнь заставила.

- Проезд на такси тогда стоил около 70-80 рублей, - рассказывает Юрий Викторович. - У жителей Рубцовска, рабочих по большей части, не так много денег, чтобы тратить значительную часть на проезд. И наши “Волги” всё больше простаивали в гаражах.

В то же самое время для своей мамы Юрий Катаев купил “Оку”. Мама и подсказала, что машина удобна, маневренна да и бензина “жрёт гораздо меньше, чем другие модели. Юрий включил в парк “Рубцовского такси” одну “Оку”.

- Опасался, что машина маленькая, несолидная, а поэтому желающих воспользоваться ею будет мало,- вспоминает Катаев. - Но напрасно. “Ока” пользовалась спросом. Вскоре я объявил о создании “Мини-такси”, перевозящем пассажиров только на “Оке”. Установил приемлемые цены - половина стоимости проезда на традиционном такси. Около 30-40 рублей в любой конец города.

Идея Катаева пришлась горожанам по душе. И вскоре он понял: пришло время расширяться. Поехал в Набережные Челны, где производят “Оку”, и купил пару новых машин.

Ценовая революция

Между тем “частники”, таксующие сами по себе в Рубцовске, к нововведениям отнеслись без особого энтузиазма. Они лишались “куска хлеба”, теперь к их услугам прибегали реже. Таксисты пытались вести с Юрием переговоры о более жёсткой ценовой политике, но без толку. Катаев прекрасно понимал, что повышение цен на проезд в мини-такси вновь отбросит его к ситуации, от которой он ушёл. Машины будут простаивать, а обыкновенные рубцовчане станут толпиться на остановках в ожидании общественного транспорта.

“Мини-такси” стало не только полноправным участником транспортного бизнеса, но и диктатором цен на частные перевозки в городе. Спустя год после его создания в Рубцовске как грибы после дождя регистрировались подобные фирмы - такси с малогабаритными машинами “Ока”. Сегодня в городе насчитывается около 10 фирм, в парках которых от трёх до 15 автомобилей.

- Раньше для их регистрации необходимо было лицензирование, а сейчас наш грамотный законодатель ввёл новое правило - отменил лицензию для такого рода занятия, - сетует руководитель комитета по транспорту Рубцовска Геннадий Богов.

- Мои нынешние конкуренты общались с водителями, работающими у меня, - говорит Юрий Катаев, - и спрашивали, насколько выгодно такое необычное такси. Ко мне за советом никто не приходил. Я только видел, что регистрируются новые фирмы, подобные моей. Потом мы договорились друг с другом о нижнем и верхнем пределах цен.

Сейчас меньше чем за 30 рублей “окушное” такси не ездит. Между тем максимум цены здесь 40 рублей. Задирать цены выше, даже сейчас, в условиях дорожания бензина, никто из автоперевозчиков не решается. Слишком велика конкуренция, а вместе с ней и риск потерять клиентов.

Новый вид такси почти вытеснил с городских улиц большие машины с жёлтыми “шашечками”. Только и видно небольшие “окушки”, шныряющие туда-сюда. Особенно привлекают внимание бордовые малолитражки, на бампере которых красуется ярко-жёлтая надпись “Ромео”. Поначалу подумалось, что так замысловато решил назвать себя один из водителей. Но, как выяснилось позже, это название одной из фирм, оказывающей услуги такси.

- Сейчас люди всё чаще предпочитают заказывать именно “Оку”,- делится своими наблюдениями владелец “Мини-такси” Юрий Катаев. - Если надо уехать куда-то одному человеку или двум. Сегодня даже бабушки пользуются нашими услугами. Им удобнее сесть с внучиком в “Оку” и за 30 рублей доехать до сада, чем стоять на остановке в ожидании автобуса.

Сотрудничают с таким такси и многие торговые представители. То на оптовую базу едут, то по магазинам развозят товар. Говорят, что это удобнее, чем колесить на маршрутках или автобусах (проезд на маршрутке в Рубцовске стоит 6 рублей. - Прим.авт.).

Сегодня “окушки” с “шашечками” ездят не только по Рубцовску, но и за его пределы. Например, до близлежащих сёл. Или до Барнаула и Новосибирска. Самый необычный по дальности проезд был зарегистрирован в городе прошлым летом. Тогда гостившая у родственников в Рубцовске женщина заказала “Оку” аж до Сургута. Ей надо было быть в Сургуте к определённому числу, так как заканчивался отпуск. Прямого поезда “Рубцовск - Сургут” не существует, ехать с пересадками по железной дороге было дорого, и это занимало много времени. Поэтому женщина наняла “Оку”, которую, кроме того, загрузила банками с вареньями и солониной. Такое путешествие обошлось ей в 10 тысяч рублей. При дальних поездках стоимость проезда в мини-такси рассчитывается исходя из километража. Клиент оплачивает дорогу в оба конца, так как в родной Рубцовск водитель возвращается один, без пассажира.

Идея такси, основанного на использовании только автомобилей марки “Ока”, несмотря на прибыльность и простоту, пока что воплощена только в Рубцовске. На наши расспросы сами автоперевозчики и их пассажиры интересовались: “А у вас в Барнауле нет, что ли, “окушного” такси?” Нет, для жителей столицы Алтайского края, как и других городов, это пока ещё диковинка.

- Я в Набережные Челны когда езжу за новыми машинами “Ока”, то просто глаз радуется: по всему городу эти машины с “шашечками” колесят, - замечает Юрий Катаев. - А больше пока, по-моему, нигде такого и нет.

Уникум из Славгорода

В другом городе Алтайского края - Славгороде тоже имеется свой необычный автоперевозчик. Это Пётр Гамм, который запустил в городе современные автобусы “Аврора”, выпускаемые Павловским автозаводом. На сегодняшний день в Алтайском крае лишь шесть подобных автобусов, из них четыре - у Петра Гамма. Они разительно отличаются от устаревших “родственников” - неказистых "пазиков”. Более длинные, с большим количеством сидений и гораздо просторнее - теперь они визитная карточка “Степного экспресса”.

Когда эти новенькие красавцы автобусы появились на маршруте “Славгород - Яровое”, пассажиры вздохнули с облегчением. По разбитым дорогам этих двух городов ездить на стареньких автобусах было слишком изматывающе в прямом смысле этого слова. Пётр Гамм постарался сделать так, чтобы его клиентам дорога доставляла удовольствие. Его “Авроры” двигаются чётко по расписанию. Задержки здесь составляют не более пяти минут.

До “Степного экспресса” в Яровом практически не было собственного движения внутри города. Теперь же автобусы, принадлежащие предпринимателю, развозят яровчан до домов родственников, места работы и дач.

Проезд на “Степном экспрессе” из Ярового до Славгорода стоит 10 рублей. Предприниматель организовал и продажу проездных билетов, для студентов - по льготной цене (350 и 310 рублей в месяц соответственно).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость