Экономика

Ситуация с ремонтом теплопроводов почти критическая

Конфликт двух администраций - краевой и городской - с компанией "Алтайэнерго" по поводу ежегодного ремонта тепловых магистралей, похоже, переходит в завершающую стадию. Позиции сторон высказаны, приняты определенные решения. В громкий скандал, что радует, эта история так и не переросла. Однако, приобретя публичность, она тут же обросла самыми разными предположениями. Мы попытались разобраться в ситуации.

Готовь трубы летом

История с бракованными трубами, две недели назад ставшая достоянием общественности, на самом деле не так уж и однозначна, как может показаться на первый взгляд. Напомним ее суть. 5 августа текущего года на Совете администрации края губернатор Александр Суриков и мэр Барнаула Владимир Баварин выступили с довольно жесткой критикой в отношении компании "Алтайэнерго". Энергетики, в роли филиалов которых выступают "Барнаульская теплоцентраль", три барнаульские теплоэлектростанции (ТЭЦ), а также "Бийские тепловые сети" и еще ряд структур, по мнению руководителей края и города, срывают подготовку к зиме.

Энергетики получили взбучку за срыв графика ремонта тепломагистралей. Было отмечено, что вместо 10 обещанных километров на 5 августа освоено только 430 метров. В краевой администрации остались недовольны тем, что трубы для ремонта не закупались ранее, хотя край ежемесячно отчислял "Алтайэнерго" деньги за потребляемую электроэнергию (около 75 тысяч рублей), которые уходили на зарплату сотрудникам и покупку электроэнергии на ФОРЭМ - Федеральном оптовом рынке энергии и мощностей. Городская администрация и вовсе не так давно перечислила энергетикам 32 миллиона рублей долга, которые должны были пойти на покупку труб. Тут то и выяснилось, что трубы были закуплены, но бракованные и некондиционные.

В "Алтайэнерго" на критику отреагировали довольно своеобразно. В пятницу 8 августа в пресс-службе "Алтайэнерго" нам сообщили, что в компании идет масштабная внутренняя проверка, призванная выяснит все обстоятельства такого конфуза. А уже в понедельник 12 августа на официальном интернет-сайте "Алтайэнерго" появился пресс-релиз с "говорящим" заголовком: "Обвинения беспочвенны!". Как пояснил нам советник генерального директора "Алтайэнерго" Вадим Матвеев, "мы действительно получили партию бракованных труб от официального дилера Первоуральского трубного завода фирмы "Политех", о чем еще 1 августа была составлена соответствующая претензия. 7 августа к нам пришел ответ на нее и замену бракованным трубам мы ждем уже 15 числа". По мнению Вадима Матвеева, в ситуации с трубами ничего катастрофического нет и "от этого не застрахован ни один хозяйствующий субъект".

Опровергают в "Алтайэнерго" и информацию о двух партиях труб, в одной из которых трубы были некондиционные (короче необходимых), а в другой просто бракованные. Вадим Матвеев утверждает, что партия была одна - пять вагонов, из которых с браком оказались только два. Причем указанный в претензии брак - это в основном ржавчина, вмятины и несколько случаев неправильного стыка труб. "Сейчас мы работаем с первыми тремя вагонами, а позже подъедут еще два. Все равно со всем этим объемом труб одновременно работать невозможно. Да и вообще существует мнение, что даже эти бракованные трубы могли бы пролежать в земле больше, чем обычно", констатирует Вадим Матвеев.

Тепло обетованное

В Барнауле отопительный сезон обычно начинается приблизительно в середине октября. К этому времени энергетики обещают в лучшем случае поменять 8 километров труб из 10 планировавшихся ранее. В чем у многих возникают серьезные сомнения. Вообще, в связи с обнаружившимися фактами, наблюдается всплеск интереса к возникшей ситуации. Как нам сообщил источник в краевой администрации, попросивший не называть его имени, "планы по ремонту серьезно сорваны, что может привести к позднему запуску отопления. Обратите внимание, на большинстве участков не заметно кипучей деятельности. Просто яма, рядом трубы и вокруг ни одного человека". Другой анонимный источник, близкий к руководителям жилищно-эксплуатационных управлений, традиционно владеющих ситуацией, уверяет, что в нескольких случаях трубы просто раскапывали и без ремонта закапывали обратно. "Туда лишний раз попал кислород, который является окислителем. Он серьезно поспособствовал разрушению труб. И хотя в том, что тепло зимой у нас будет, я не сомневаюсь, но пару-тройку серьезных аварий ожидать все-же стоит".

Источник утверждает, что сложившаяся ситуация явно кому-то выгодна. "Возможно, здесь определенную роль играют деньги, но я склоняюсь к мысли, что подобные действия направлены против мэрии. В случае заморозки города Баварину придется несладко на следующих выборах". Узнать мнение городской администрации на этот счет нам не удалось. В краевой администрации подобную точку зрения не разделяют. А в "Алтайэнерго" отвергают любые версии, кроме недоразумения и недобросовестности компании "Политех". По словам Вадима Матвеева, "злой умысел можно было бы проследить лишь в том случае, если бы мы зарыли эти бракованные трубы в землю".

Были бы деньги

Впрочем, несмотря на такую разноголосицу в оценках ситуации, можно предположить, что тепло в дома барнаульцев придет вовремя. Причина этого проста - последствия заморозки города для властей будут настолько серьезны, что они, несомненно, приложат все усилия для нормализации ситуации. Тем более что у мэрии есть определенный опыт работы в кризисных ситуациях - достаточно вспомнить хотя бы зиму 2000-2001. Самое серьезное начнется только в том случае, если столбик термометра будет опускаться ниже отметки в 30 градусов. Многие специалисты считают такую температуру критической для труб в их нынешнем состоянии.

Тем не менее, Владимир Баварин уже успел заявить, что со следующего года мэрия будет сама закупать трубы для ремонта и передавать их "Алтайэнерго" в счет оплаты за электричество. Сами энергетики такие заявления воспринимают достаточно нервно. Вадим Матвеев считает, что "такое заявление может иметь место. Но не надо путать. Мэрия рассчитывается за готовую электроэнергию, а не дает нам дотации. Поэтому нужно посмотреть на те условия, которые мэрия нам предложит. Если эти трубы будут по реальным ценам, то почему бы и нет. Подобные схемы расчета в России распространены".

Как бы то ни было, сложившаяся ситуация ярко напомнила всем об аховом состоянии с трубами, сложившееся в Барнауле. По плану в нашем городе необходимо менять от 10 до 15 километров тепломагистралей ежегодно. Все предыдущие годы менялось в лучшем случае по 2 километра. Нетрудно догадаться, что объясняется это отсутствием денег. Если так будет продолжаться и дальше, то "второй Владивосток" все-таки когда-нибудь может наступить. Во всяком случае, многие специалисты этого не исключают.

Матвей ЭРГАРДТ

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость