Основными поставщиками профессиональных рабочих кадров на рынок труда считаются сегодня 74 профессиональных лицея и колледжа, где обучаются около 33 тысяч человек. Эти молодые люди выбрали профессии, связанные с бытовой сферой, селським хозяйством, строительством, транспортом, торговлей и ЖКХ. Только в Барнауле в 18 професиональных училищах среднее специальное образование получают свыше 17 тысяч человек.
За каждым училищем, согласно постановлению краевой администрации № 502 от 13 сентября 2002 года, закреплено предприятие, где учащиеся должны проходить производственную практику, а выпускникам по идее должны предоставляться рабочие места. Однако по словам Геннадия Блинова, заместителя начальника управления начального профессионального образования, далеко не все базовые предприятия идут на контакт с системой профобразования в плане предоставления рабочих мест. Тем не менее, более 70% выпускников училищ трудоустраиваются почти сразу, остальные 30% решают эту проблему в течение года. Так, например, из 14,5 тысячи выпускников уфилищ и колледжей нынешнего года, по последним данным, направлены на работу на предприятия 7,6 тысячи человек (примерно 52,4%), а еще 3,4 тысячи выпускникам предоставляется право свободного трудоустройства.
Однако и при таком, на первый взгляд, вполне приемлемом распределении молодых рабочих рук, многие адтайские заводы все равно испытывают острый дефицит профессиональных кадров. "В нашей базе данных, - говорит Раиса Болотова, руководитель молодежной биржи труда при городском центре занятости населения, - на данный момент есть 4431 вакансия, более 1,5 тысячи из которых - по рабочим профессиям. Эти цифры меняются каждый день, поступают новые заявки. Однако спрос на рабочие профессии остается на редкость стабильным",
В чем же причины такого дисбаланса, когда профессиональные училища с завидным упорством штампуют своих выпускников, а рынку труда их по-прежнему не хватает. В первую очередь, это объясняется тем, что среди требований, предъявляемых работодателем к претендентам на рабочие места, как правило в обязательном порядке указываются опыт и квалификация. По словам Раисы Болотовой, только в 30% случаев заявок предприятиям нужны люди без стажа работы. Да и то, им предлагают вакансии дворников, грузчиков, уличных продавцов, санитаров, уборщиц, подсобных рабочих. Заработная плата для этой категории профессий устанавливается в размере 1000-1500 рублей в месяц. Исключение в данном списке составляют разве что грузчики, которые могут заработать в несколько раз больше. С повышением квалификации растет и размер оплаты труда рабочего. Например, каменщику третьего разряда предлагают в среднем 1500-2000 рублей в месяц, а еще разрядом выше - до 2500 рублей. Безусловно, есть на рынке труда и другие предложения, когда работодатель готов платить и в два-три раза больше. Но в этом случае он предъявляет очень строгие требования к квалификации соискателя и имеющемуся у него опыту работы. А молодежь, чаще всего, им не отвечает.
Вторым существенным фактором, объясняющим дефицит рабочих рук на Алтае, справедливо является то, что такие профессии сегодня явно непопулярны и непрестижны среди молодых людей. "При наборе групп на рабочие и заводские профессии мы часто сталкиваемся с нежеланием молодежи учиться им, а если молодые люди и соглашаются, то только потому, что другого выхода нет," - говорит Геннадий Блинов. По его словам, молодежб просто не верят в радужные перспективы промышленных предприятий края (в сознании сохранился стереотип, что "заводы стоят"), их стабильную работу и значительную заработную плату. Кстати, именно уровень оплаты часто отпугивает выпускников училищ от трудоцстройства по специальности. Большинство из них не хотят получать скромную зарплату и ждать несколько лет, которые необходимы для повышения квалификации. Поэтому на заводы молодые люди устраиваются сегодня только "в крайнем случае".
Третья важная проблема заключается в том, что в настоящее время материально-технический уровень большинства профессиональных училищ края давно и безнадежно устарел. Трудно научить молодого человека какой-либо профессии на оборудовании 50-60-х годов, если непосредственно на рабочем месте он столкнется совершенно с другой техникой. Техническое отсталость системы профессионального образования привела к тому, что выпускники, приходящие устраиваться на работу, не радуют работодателей своими навыками. Многие из них попросту не знают, с какой стороны подойти к станку, а тратить время и деньги на фактическое переобучение молодежи согласится далеко не каждый хозяин.
Правда, для решения последней проблемы кое-что уже делается. По словам Геннадия Блинова, в следующем году на материально-техническое переоснащение системы ПУ планируется выделение каких-то денег из бюджета, но реальный размер государственной помощи пока неизвестен. Поэтому, все остается по-прежнему. А пока училища составляют планы увеличения количества групп по строительным и заводским профессиям. Но, по мнению председателя Союза промышленников Алтая Евгения Ганемана, менять нужно, в первую очередь, не планы, а "имидж заводов и рабочих профессий в глазах молодежи". "Исправить ситуацию, складывающуюся годами, в одночасье невозможно, - соглашается Геннадий Блинов. - Однако и городу, и селу нужны сегодня рабочие руки. Поэтому, занимаясь пропагандой, нам все равно придется налаживать контакты с предприятиями и готовить рабочих по заказу". Иного выхода, похоже, у заинтересованных сторон нет.
Наталья ПЬЯНЗИНА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале