Экономика

Цена власти

Бытует мнение, что с начала 90-х годов цены в России регулируются свободным рынком, балансом спроса и предложения. С одной стороны, это не так уж и далеко от истины. А с другой - в корне неверно. Только в Барнауле местные власти тем или иным образом регулируют цены на более чем 1470 наименований товаров. Плохо это или хорошо - вопрос более чем сложный.

Русский потолок

Сразу оговоримся, в той или иной степени влиять с помощью государственных органов на цены принято во всем мире. Абсолютная свобода не приветствуется нигде. Более того, в некоторых государствах подобные традиции действуют несколько веков. Схемы влияния, правда, отличаются друг от друга. В одних странах принято устанавливать потолок цен, запрещая работающим на рынке предприятиям его превышать, в других - исполнительная власть диктует определенные правила игры: что можно, а что нельзя включать в себестоимость продукции или какие затраты предприятия могут считать оправданными, а какие - нет. В некоторых странах принято осуществлять на бюджетные средства активные закупки производимой продукции по гарантированным ценам, что позволяет их производителям осуществлять долгосрочное планирование. Разумеется, все эти и другие меры нередко применяются в комплексе исходя из целесообразности каждого из методов для определенного вида деятельности.

В России наиболее популярной моделью регулирования, безусловно, является так называемый потолок цен. То есть органы исполнительной власти говорят производителям товаров и услуг, за какую максимальную цену они могут продавать свою продукцию, а превышение этой планки чревато административными штрафами и другими санкциями вплоть до отзыва лицензий или других "разрешительных" документов. При этом невооруженным глазом видно различие в сферах влияния, в которых действуют те или иные уровни власти. Так, если федеральная власть регулирует в основном тарифы естественных монополий да, пожалуй, еще цены на лекарственные средства, то у региональной спектр регулируемых товаров и услуг значительно шире. Властям на местах, конечно, не чужды те же цены на газ, нефтепродукты и электричество. Однако основной упор все же делается на социально значимые позиции: наиболее популярно, во всяком случае для Сибирского федерального округа, регулирование цен на продукты питания первой необходимости, услуги общественного транспорта, ритуальные услуги.

Правила ценового движения

Регулирование цен иногда принимает довольно спорные формы. На территории Алтайского края и в некоторых регионах-соседях, например в Кузбассе, принято не только регулировать цены на целый ряд продуктов питания, но еще и обязывать компании-производители декларировать повышение цен в соответствующих подразделениях администрации. После чего для "просителей" зажигается либо красный, либо зеленый свет. Юристы считают такую политику противоречащей действующему федеральному законодательству (см. мнение экспертов). Впрочем, руководство подконтрольных предприятий старается не обращать внимания на подобную политику властей. Работать в убыток их никто не заставляет, а желание заработать побольше вступает в конфликт с явным нежеланием спорить с властями.

В Барнауле местной исполнительной властью регулируется около полутора тысяч товарных позиций. Правда, большинство из них - это услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. Например, поставки тепловой энергии или школьные обеды. Нередко под ценовое регулирование попадают и рынки со смешанным участием частного и муниципального капитала. Один из последних подобных случаев - городские парки. В Барнауле работает только один парк со стопроцентным частным капиталом - "Солнечный ветер", руководство которого пошло навстречу администрации и, по словам руководителя отдела ценообразования городской администрации Людмилы Лысенко, "добровольно согласилось сократить расценки на традиционные (не имеющие аналогов в других парках. - Прим. ред.) аттракционы".

Еще один пример работы с ценами был озвучен буквально на прошлой неделе на брифинге в городской администрации. В последнее время в Барнауле растут цены на сахар, что, по мнению председателя комитета по торговле и бытовому обслуживанию мэрии Валентины Сыроежковой, обусловлено целым комплексом причин. Это и отсутствие в крае сырья, и общероссийское падение производства продукта, и сезонный спрос, и то, что "оптовики не смогли полностью повлиять на цену, поэтому мы будем с ними работать". На вопрос о методах этой работы Валентина Сыроежкова рассказала, что администрация не имеет возможности напрямую влиять на оптовиков, но косвенно влиять на ценообразование администрации вполне по силам. К сожалению, подробности косвенного влияния раскрыты не были. Впрочем, оптовики считают, что "сахарные" цены все равно будут расти по вполне объективным причинам.

Сколько должен стоить квас?

Однако самые непредсказуемые последствия, по всей видимости, будет иметь регулирование цен на реализацию кваса. Эта "регулировка" действует в Барнауле уже второй год, но кульминация наступила недавно. В редакцию с просьбой помочь обратились два частных предпринимателя, зарабатывающих на жизнь торговлей разливным квасом. По мнению бизнесменов, та цена (6,5 рубля за литр), которая была установлена для торговцев в этом году, не только не позволяет получать прибыль, но просто убыточна. Предприниматели указывают администрации на то, что при составлении калькуляции ее специалистами были выпущены из вида целый ряд относящихся на себестоимость расходов (см. таблицу). А объем дневной реализации был завышен в два раза - вместо 100 литров (подтверждаемые простым расчетом на основании данных, предоставленных основным поставщиком кваса - БЛВЗ) в расчет бралась норма в 200 литров, что, естественно, сказалось и на норме прибыли. Предприниматели дошли даже до вице-губернатора края Николая Чертова, который отправил в мэрию запрос с просьбой провести повторную калькуляцию.

В мэрии расчеты повторили, но остались при своем мнении, решительно настаивая на цене 6,5 рубля за литр. По мнению Валентины Сыроежковой, повышение цен приведет к тому, что пенсионерам и бюджетникам придется самим готовить традиционный русский напиток для своих нужд. А это недопустимо. Людмила Лысенко, работавшая над калькуляцией, считает, что в нее были внесены даже лишние затраты. И цена кваса должна быть даже меньше. "Ну не может молоко, которое надоили на ферме, привезли в Барнаул, обработали и т.д, стоить 5 рублей, а квас 6,5 рубля", - говорит она. Кто в этой ситуации прав установить достаточно сложно. По словам одного из обратившихся к нам предпринимателей, он все еще торгует квасом только потому, что имеет побочный бизнес. Но о своих дальнейших перспективах уже задумывается.

В поисках золотой середины

Таким образом, влияние государства на цены может иметь самые непредсказуемые последствия. Трудно отрицать, что формирование цен на лекарства, электричество или другие социально необходимые товары и услуги (как ни крути, квас и некоторые другие позиции отнести к ним нельзя) меры скорее вынужденные, чем желанные. Трудно отрицать, что нередко предприниматели договариваются между собой об определенном уровне цен, что нивелирует все влияние свободного рынка. Тем более что редакции известны как минимум два факта подобного искусственного поддержания уровня цен.

Однако нельзя не замечать и того, что не всегда осторожное поведение государства в этой сфере отнюдь не способствует притоку инвестиций на регулируемый рынок, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию и снижает качество товаров и услуг. К тому же предпринимателей, ограничивая рентабельность их бизнеса, лишают оборотных средств. Экономику все равно не обманешь. Она любит не добрых и милосердных, не изворотливых и хитрых, а разумных и взвешенных. Возможно, в этом и есть золотая середина. Кстати, и опрос на нашем сайте показал, что большинство респондентов выступают за регулирование цен, но при условии, если власть учитывает мнение бизнеса.

Матвей ЭРГАРДТ

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость