Экономика

Уцененная ответственность

На прошедшей неделе Госдума должна была в очередной раз приступить к рассмотрению поправок в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Заседание не состоялось, его перенесли на май. Между тем, спустя три месяца после введения ответственности за неисполнение этого закона, вопросов по нему меньше не стало. Более того, сегодня, когда начались активные страховые выплаты, владельцы пострадавшего транспорта с удивлением смотрят на акт оценки, где указана сумма, причитающаяся им к выдаче.

Рояль в кустах

Действительно, тех денег, которые сегодня выплачивают страховые компании страхователям, хватает лишь на покупку запасных частей, бывших в употреблении. Конечно, если вы рассчитываете только на страховые выплаты, а не горите желанием доплачивать из своего кармана до стоимости новых деталей. И страховщиков в этой ситуации - тоже обвинять неправомерно. Они действуют в рамках закона об ОСАГО, который подразумевает, что выплаты на запчасти должны производиться с учетом так называемого "коэффициента износа".

Этот коэффициент действовал задолго до принятия обязательной "автогражданки". Другое дело, что в последнее время его особенно не афишировали. "Вопрос по этому коэффициенту до недавнего времени был освещен слабо", - говорит Александр Смирнов, начальник отдела урегулирования убытков компании. - Но уже сегодня мы готовим к выпуску брошюру тиражом 5 тысяч экземпляров, где все доходчиво будет объяснено клиентам". Впрочем, и от нынешних обязательных клиентов по автострахованию, страховщики не скрывали существование коэффициента износа - если кто спросит. На практике же получается так, что обо всех особенностях этого фактора люди, как правило, узнают после того, как произошло ДТП.

Цифры тают на глазах

Как только случилась авария, закон прописывает следующую схему действий. Страховщик для определения размера страховых выплат за свой счет обязан направить пострадавший автомобиль к независимому эксперту-оценщику. Страховой компании нет смысла заводить на своей базе собственные экспертные фирмы - люди им просто не доверяют. Механизм стандартизации действий специалистов-оценщиков законом об "автогражданке" намечен, но в точности не прописан - это еще один недостаток "сырого" законодательного документа, как утверждают эксперты.

Сегодня оценщикам приходится действовать следующим образом. В первую очередь, следуя официально утвержденной методике, определяется тот самый коэффициент износа (процесс вычисления можно проследить по справке на этой полосе - Прим. ред.) Как только специалист осмотрел и зафиксировал на фото все повреждения автомобиля, он приступает к определению стоимости ремонта. Для этого проводит маркетинговое исследование рынка именно для данной модели авто: как по запчастям, если требуется их замена, так и по цене ремонтных работ. Проще говоря, он обзванивает по телефону определенное количество автомагазинов краевого центра, сравнивает, высчитывает и получает средневзвешенную стоимость деталей. Далее он обращается на СТО, чтобы определить "цену вопроса" по ремонту, в нормо-часах.

Когда цифры становятся известны, к показателю по запчастям применяется коэффициент износа. В результате первоначальные деньги, которые нужны были бы владельцу автомобиля для приобретения новых запчастей, "тают на глазах". Особенно это бьет по карманам владельцев подержанных иномарок. "Восемь из десяти таких клиентов, когда видят, на сколько закон урезает им средства на покупку запчастей, начинают активно выражаться непечатно", - говорит Александр Шуликов, гендиректор компании "ОЦЕНКА ПЛЮС". Затем наш собеседник приводит реальные примеры: "Вот, приезжал к нам владелец Land Cruiser. У машины 14% износа: 42 тысячи рублей насчитали, а с учетом коэффициента выплатили 34 тысячи. Следующее авто: износ - 50%, насчитали 99361 рубль, а выпалтили 56739 рублей"

"Я считаю, что нужен более дифференцированный подход к определению этого коэффициента. Ведь, согласитесь, что отечественные "Жигули" и какой-нибудь "японец" при одинаковом годе выпуска, пробеге и других показателях, используемых в оценке сегодня, - это же абсолютно разные автомобили. Все знают качество продукции российского автопрома. Так почему же надо их уравнивать?", - недоумевает Александр Шуликов.

Для тех, кто не согласен

Понятно, что ситуация более чем неоднозначная и поднимает множество проблем. Сам механизм работы экспертов-оценщиков, и они с этим соглашаются, не имеет под собой строго выстроенной единой системы. И здесь - масса нюансов. Например, только оценщики, исходя из экономической целесообразности, определяют, нужна ли замена детали или же требуется ее восстановление. Если клиент не согласен, он может пойти к другому оценщику, но уже за свои деньги - страховщик повторную экспертизу не оплачивает. К тому же он будет ее оспаривать.

Есть и другие нюансы. Определяя средневзвешенную цену на услуги ремонта, оценщик не может гарантировать автовладельцу, что на момент обращения она не увеличится. А определяя стоимость нормо-часа для ремонта популярных ныне автомобилей Chevrolet-Niva, одни барнаульские мастера исходят из стандартов как для отечественных машин, другие - как для иномарок. Большинство же станций по ремонту вообще стараются игнорировать расценки по нормо-часам, предпочитая по старинке договорные цены. Так сказать, "на глазок" оценивая платежеспособность клиента.

Указывая стоимость деталей, оценщик, как того требуют правила, должен ориентироваться только на оригинальные (фирменные) запчасти. Но специалисты говорят, что в Барнаул привозятся в основном дубликаты. В результате человеку с полученной страховкой, скорее всего, придется идти на "авторазбор". Кстати, там продают запчасти только для иномарок. Для отечественных машин новые запчасти, как правило, приобретаются в магазинах.

Льготы для новых иномарок

Отдельно следует упомянуть о владельцах иномарок, находящихся на заводской гарантии. Им точно придется доплачивать определенную сумму. Хотя и небольшую, так как у новых автомобилей коэффициент износа будет незначительным. Но ведь все равно - доплачивать!

Сертифицированные СТО за "суррогат" не возьмутся. Это нашей газете подтвердили, например, официальные дилеры Renault и Ford в Барнауле. Но уточнили, что на авто без гарантии, может быть, еще и установят подержанные запчасти. Но попросив при этом клиента подписать документ о полном снятии ответственности с СТО при возможных последствиях.

Законная правда страховщиков

Сегодня надежды многих автомобилистов, что в случае аварии они получат от страховщика "все и сразу", разбиваются каждый день вместе с бамперами и крыльями. "Закон предусматривает, что страховая выплата не может служить источником незаконного обогащения. Разбив старую машину, вы не можете получить такую сумму, которая позволит заменить изношенные детали и получить новый автомобиль", - аргументируют свою позицию страховщики. И в этом - их законная правда.

Но разве это может быть доводом для рядового автовладельца, когда его машину разбивают. Он при этом не виновен, а в итоге - все равно окажется перед выбором: ставить на свою машину старые запчасти или раскошеливаться на новые.

Что такое коэффициент износа?

Из методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98, С ИЗМЕНЕНИЯМИ №1, №2, №3):

"4.2.1. Расчетный износ (Итр) транспортного средства является отправной точкой для последующих расчетов и определяется по формуле:

Итр = (И1Пф+И2Дф)*А2*А3*А4, проценты, где:

И1 - показатель износа транспортного средства по пробегу (в % на 1000 км. пробега); Пф - пробег фактический на день осмотра (в тыс. км., с точностью до одного десятитысячного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

И2 - показатель старения по сроку службы (в % за 1 год) в зависимости от интенсивности эксплуатации; Дф - фактический срок службы (в годах, с точностью до одного десятитысячного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;

А2 - коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий;

А3 - коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды;

А4 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось АМТС.

4.2.3. При определении стоимости транспортного средства, используемого в коммерческих целях, используются нормы амортизационных отчислений".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость