Экономика

«В сутки мы можем производить 40 тонн сыра «Ламбер»

В Алтайском крае расположен завод, принадлежащий компании «Вимм-Билль-Данн» и являющийся единственным производителем продукта под общенациональным брэндом – сыра «Ламбер». Однако до сих пор о работе Рубцовского молочного завода было известно совсем немногое. Отчасти это произошло из-за невнимания прессы, а отчасти из-за того, что так формировалась информационная политика компании. Но со временем все меняется. Генеральный директор предприятия Геннадий БЕРКОВЕЦ в специальном интервью «ВД» рассказывает о том, как производится в Рубцовске «Ламбер», есть ли у завода проблемы с сырьем и как распространяется элитная продукция по России и всему миру.

Алтайский край - вторые Альпы

- Геннадий Владимирович, когда и как «Вимм-Билль-Данн» обратил внимание на Рубцовский молочный завод? И почему было принято решение производить на нем сыр?

- Контрольный пакет акций предприятия был приобретен компанией «Вимм-Билль-Данн» в 2001 году. В то время завод работал на 15-20% своей мощности, в летний период перерабатывал около 50 тонн молока в сутки. Его финансовое положение оставалось достаточно критичным, поскольку предприятие, будучи довольно крупным, загружено было мало. Почему именно Алтайский край стал интересен компании? В то время «Вимм-Билль-Данн», специализируясь на выпуске цельномолочной продукции и соков, сыра не производил. Алтайский край же является лидером сыроделия в России. Здесь производится сыропригодное молоко, похожее на альпийское. Тот состав трав, который растет в крае и в Альпах, благоприятен для сыроделия. Кроме того, в регионе сохранились традиции советского сыроделия. Специалисты их не растеряли и даже преумножили.

- Но почему выбор пал именно на рубцовское предприятие? В крае немало других молокозаводов.

- Рубцовский молочный завод изначально был спроектирован как большое предприятие. Для массового производства сыра маленькие заводы не приспособлены. К тому же здесь был оборудован цех по выпуску сухих молочных продуктов, производимых из сыворотки, которая, в свою очередь, является побочным продуктом при производстве сыра.

- Что было сделано на выкупленном заводе в первую очередь?

- Компания-владелец занялась реконструкцией, которая завершилась к 2003 году. Модернизация производства проводилась совместно с немецкой компанией ALPMA, на предприятии было установлено оборудование фирм «Вестфалия» (Германия) и Obram (Польша). В результате модернизации завод стал самым современным сыродельным предприятием в России и СНГ, по технологическому оснащению он соответствует мировым стандартам. На первом этапе размер инвестиций составил $ 13 млн.

За прошедшие годы объем переработки молока на нашем заводе был увеличен более чем в 10 раз. Сейчас этот показатель составляет около 500 тонн в сутки. Он является рекордным среди молокозаводов от Урала до Дальнего Востока. Постепенное увеличение переработки молока привело к тому, что в 2005 году было принято решение о дальнейшем расширении производства. В прошлом году в результате реконструкции производства мощность предприятия возросла вдвое и составила более 40 тонн сыра в сутки. Теперь мы являемся еще и самым крупным заводом по объемам производства сыра в СНГ. Сумма инвестиций сегодня составляет более $ 20 млн., этот показатель постоянно растет, так как предприятие продолжает модернизироваться.

Молоко закупаем по-новому

- Как вы оцениваете географическое положение предприятия с точки зрения получения сырья?

- Нельзя точно сказать, в каком в регионе молока больше или где оно лучше. В Алтайском крае нет места, где в радиусе 40-50 километров были бы сконцентрированы необходимые нам 500 тонн молока. Поблизости от завода находятся Немецкий, Бийский, Топчихинский районы, где его много. Такие молочные пятна разбросаны по всему краю.

- Как вы выстраиваете отношения с сельхозпроизводителями?

- Мы реформировали систему закупок молока. С самого начала выстраивали с ними исключительно денежные отношения. И это при том, что в то время было очень много бартерных схем расчета. Но «Вимм-Билль-Данн» не рассматривает встречные поставки как дополнительный источник прибыли.

Раньше ситуация складывалась так, что производитель мог привезти молоко только на завод, расположенный в своем районе. Транспортировать его за 100-150 километров было невозможно. Дело в том, что после дойки молоко должно быть охлаждено до 4 градусов в течение двух часов, иначе оно потеряет свои свойства. Мы предложили хозяйствам приобрести в лизинг на срок до пяти лет охладительное оборудование по льготной процентной ставке - 4%.

В прошлом году мы первыми в крае перешли на прием молока по жиру и белку, что для сыроделия является очень важным показателем. Традиционно молоко при приеме оценивается только по жиру. Но показатель жирности важен при производстве масла, сметаны. Для сырных, творожных продуктов не менее значимо содержание белка. Раньше хозяйствам было все равно, какой у них уровень белка в молоке, так как его повышение никак не стимулировалось финансово. В прошлом году завод перешел на оплату молока, связанную с содержанием и жира, и белка.

- Вы довольны качеством молока, поставляемого на завод?

- Молоко - сложный продукт, но в целом можно сказать, что в Алтайском крае оно является достаточно качественным.

- Хватает ли предприятию его объемов?

- Как я уже сказал, мы вдвое увеличили объемы производства сыра, и нам теперь нужно соответствующее количество молока. В настоящий момент мы ставим для себя задачу дополнительно привлечь еще 20-25% молока от существующих объемов. Единственный нюанс, который нам приходится учитывать - это сезонность молочной отрасли в Алтайском крае. Летом молока много, зимой - мало. Соответственно, и загрузка завода летом больше, зимой меньше.

- Но необходимости создания своего животноводческого комплекса у предприятия нет?

- Сегодня комплексы в среднем рассчитаны на 1000-1200 голов скота и производят около 20-25 тонн в сутки. Нам нужно создать 25 таких комплексов, чтобы закрыть потребности завода в молоке. Бессмысленно делать это только ради обеспечения сырьем - слишком большие инвестиции.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас в крае стали активно строиться крупные молочные фермы?

- Мы приветствуем их создание. Для нас это значит увеличение количества молока. Сегодня хозяйства стали стремиться к повышению производительности, улучшению технологий выращивания и содержания животных. Как правило, новые комплексы внедряют беспривязное содержание скота с его круглогодичным пребыванием на ферме. Такая технология обеспечивает сезонность «один к одному», что и нужно молочным заводам. Мы готовы помогать таким хозяйствам, если они будут к нам обращаться. Речь не идет о полном финансировании, но помощь в приобретении доильного и охладительного оборудования мы оказать можем.

Брэнд - это постоянство вкуса

- Какие объемы «Ламбера» вы производите и продаете? Какова география его распространения?

- Как я уже говорил, оборудование, установленное на заводе, позволяет производить 40 тонн сыра в сутки. Могу также сказать, что продажи сыра «Ламбер» в I полугодии 2007 года выросли на 56% по сравнению с этим же периодом 2006 года. К сожалению, абсолютных цифр я вам назвать не могу: «Вимм-Билль-Данн» является биржевой компанией и просто не имеет права озвучивать такие данные.

Что касается географии поставок сыра, то он продается почти во все страны СНГ. Экспорт в эти государства за январь-июнь 2007 года вырос на 65,8% (по сравнению со II полугодием прошлого года). Есть потребности в нашем сыре и у зарубежных стран. Но поскольку мы пока не удовлетворяем даже потребности внутреннего рынка, экспортная составляющая очень небольшая.

- Какие обязательства налагает на рубцовское предприятие производство общенационального брэнда?

- Требований много, начиная с приема молока, его производства, заканчивая выпуском продукции, дистрибуцией и продажей. Предприятие должно контролировать всю цепочку. Брэндовый продукт - это продукт с постоянным качеством и вкусом. Когда «Вимм-Билль-Данн» начинал производство сыра в Рубцовске, многие скептики не верили, что удастся сохранить именно это качество - постоянство вкуса. Требования к продукту с точки зрения производства четко регламентированы. Они касаются всей цепочки создания продукта. Тщательно выбираются поставщики. Осуществляется контроль созревания продукта. Перевозится сыр только в рефрижераторах со специальными датчиками температуры.

- Кто в итоге подтверждает, что технология не нарушена и вкус сыра не изменился?

- Служба контроля качества. Каждая партия сыра дегустируется. Для этого у нас работают люди, прошедшие специальное обучение в Угличе во Всероссийском НИИ маслоделия и сыроделия.

- Каковы перспективы рубцовского предприятия: с точки зрения развития и самого завода, и производимого им продукта?

- Мы собираемся провести реконструкцию цеха по выработке сухой сыворотки. Здесь будет установлено оборудование (системы микрофильтрации), при создании которого использованы популярные сегодня нано-технологии. В этом году мы заканчиваем реконструкцию компрессорного цеха, где вырабатывается холод. Задача предприятия на ближайшее время - более равномерно загрузить производственные мощности в осенне-зимний период, а также набрать те 20-25% молока, о которых я говорил выше.

- Что, на ваш взгляд, в целом для края значит тот факт, что на его территории расположен завод, производящий известную на всю страну марку сыра?

- Могу привести пример того, как появление «Вимм-Билль-Данн» повлияло на экономику края. После прихода компании в Рубцовск закупочная цена молока держится в Алтайском крае на 10% выше, чем в Новосибирской и Кемеровской областях. На мой взгляд, это уже много значит.

О чем еще рассказал Геннадий Берковец

О поставщиках молока

- Это порядка 70 предприятий из 20 районов края. Всех перечислить сложно, а мне не хотелось бы кого-то обидеть. Поэтому от названия конкретных хозяйств я лучше воздержусь. Могу сказать только, что, прежде чем начать сотрудничество с новым поставщиком, завод берет довольно много экспериментальных партий его молока, чтобы удостовериться в качестве.

О сыре

- Конечно, я люблю сыр. Кроме «Ламбера», мне нравится «Маасдам», «Пармезан». Но последнего сорта я в Рубцовске не видел. В барнаульских магазинах не бывал, а вот в Новосибирске несколько посетил. Сыров там очень мало. По большому счету западных марок вообще нет.

О «Ламбере» и Алтайском крае

- Мы не ограничиваем поставки на алтайский рынок, но, конечно, львиная доля нашего сыра вывозится за пределы региона. Край традиционно вырабатывает сельскохозяйственной продукции больше, чем может потребить сам. С этой проблемой сталкиваются, например, производители зерна, которым дорого вывозить продукцию за Урал из-за транспортных тарифов. Но сыр сам по себе более дорогой продукт, и экспортное направление для региона является благоприятным.

Специальный вопрос

- Любая технология бесполезна, если ее некому обслуживать. Как вхождение в состав компании «Вимм-Билль-Данн» сказывается на решении кадровых вопросов на рубцовском заводе?

- Этот фактор позволяет значительно улучшить качество подготовки персонала. В центральном офисе есть ряд управлений, которые курируют проблемы качества, знают все тонкости производства. Там работают одни из лучших специалистов страны. Они помогают осваивать новые технологии, запускать современные линии производства. Ряд сотрудников нашего завода проходили обучение в России и в Германии. Но этим процесс обучения не ограничивается. В компании существует корпоративный университет. Кроме того, к нам приезжают тренеры, которые проводят семинары либо на самом заводе, либо в Новосибирске в региональном центре компании «Вимм-Билль-Данн». На специальных курсах по сыроделию обучаются технологи. Мы понимаем, что сегодня можно приобрести любые технологии, но если нет людей, способных работать по ним, то смысла в этом не будет.

Кто такой Геннадий Берковец

Геннадий Владимирович Берковец родился в 1967 году. Окончил Военный инженерный институт им. А.Ф.Можайского. После института служил в Вооруженных силах Российской армии в научно-исследовательском институте Министерства обороны. С 1999 года работал исполнительным директором компании «Великолукский молочный комбинат» в Псковской области. В мае 2007 года был назначен генеральным директором Рубцовского филиала «Вимм-Билль-Данн»

Что мы знаем о «Вимм-Билль-Данне»

ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" было основано в 1992 году. Является сегодня крупнейшим в России и СНГ производителем молочных продуктов (основные марки - "Домик в деревне", Neo, 2Bio, "Ламбер", "Чудо" и др.), а также ведущим

производителем соков и напитков (J7, "Любимый сад", 100%Gold) и детского питания («Агуша»). В структуру "Вимм-Билль-Данна" входит 36 предприятий, расположенных в России, на Украине, в Киргизии и Узбекистане, на которых работают 21 тыс.

человек. Компания стала первым российским молочным производителем,

получившим одобрение Еврокомиссии на экспорт продукции в страны ЕС.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость