Экономика

Видеть цель

Сегодня мы продолжаем разговор о том, какими правилами следует руководствоваться любому бизнесмену при создании или развитии собственной компании. В предыдущих уроках мы уже пришли к выводу, что многие менеджеры предприятий строят компании "по образу и подобию своему", и что любую организацию следует рассматривать как своеобразное зеркало, в котором отражаются черты характера ее руководителя (владельца). В этом выпуске речь пойдет о том, что процесс построения организации следует начинать с правильной постановки целей. Как лично для менеджеров, так и для организации.

Правило 3. "Научись формулировать цели для организации"

Итак, если вы актуализировали свои личные цели, то можете переходить к следующему шагу. Обозначьте, каким именно образом организация может способствовать удовлетворению ваших целей. Иными словами, представьте образ той организации, который отвечал бы вашим ожиданиям.

Чтобы этот процесс был более результативным, задайте рамки ваших ожиданий. Приведем некоторые возможные соотношения ожиданий руководителя/собственника и обеспечивающих их характеристик организации.

1. Желаемый статус для вас в обществе - обеспечивающий статус организации.

Например, вы хотите быть известным человеком для широкого круга людей. Скорее всего, вам нужна известная компания, с хорошим имиджем, активно участвующая в различного рода общественных мероприятиях и инициативах, в различного рода ассоциациях, а также активно занимающаяся благотворительной деятельностью. Если же вас не волнует общественное признание, то вам, наверное, подойдет закрытого типа организация, у которой, пожалуй, только одно название является открытым для общественности, а вся остальная информация относится к категории "коммерческой тайны".

Вот иные соотношения ожиданий руководителя и обеспечивающих их характеристик организации:

2. Желаемый для вас уровень доходов - обеспечивающий уровень рентабельности бизнеса.

3. Желаемый для вас стиль общения с сотрудниками - обеспечивающий стиль управления.

4. Желаемый для вас уровень общения между сотрудниками и их отношение к труду - обеспечивающие нормы производственного поведения.

Список соотношений можно продолжить.

Закончив эту работу, вы получите желаемый образ вашей организации. Теперь необходимо сформулировать четкие цели по каждому из выявленных параметров.

Сам по себе образ организации ценен, в первую очередь, собственнику или ее руководителю, так как является хорошим стимулом и ориентиром в управленческих действиях. Но он мало пригоден для руководства к действию людям, работающими в организации. Очень часто их интересы противоположны интересам их руководителей. Поэтому необходимо установить четкие цели организации в отношении рынков, прибыли, стандартов работы, имиджа и пр. А также связать достижение этих целей с возможностью удовлетворения потребностей, людей, работающих в вашей организации. Без подобного рода работы невозможно скоординировать работу вверенной вам организации, как очень трудно кораблю попасть к желанному берегу, не имея на то карт и проложенного курса и не имея экипажа, желающего привести корабль к этому берегу.

Все на первый взгляд выглядит очень просто, но в реальности происходит следующее. Можно привести множество вариантов неправильной постановки целей перед организацией, остановимся на двух основных:

1. Цели организации взяты, что называется "с потолка". Как вариант, на промышленных предприятиях цели устанавливаются, исходя из прошлого периода. В этом году сделали столько-то, значит, на будущий год мы сделаем еще столько же плюс 10%.

2. Цели предприятия мало связаны с истинными интересами руководителей и уже практически никак не связаны с интересами работников самой организации. Верить в то, что призыв к работникам "работайте лучше и получите больше" принесет эффективный результат и действительно чего-то стоит, это почти утопия. На самом деле работники смотрят на ситуацию несколько иначе. Если им не будут платить больше, они либо уйдут, либо будут работать хуже.

А что бывает с предприятием, когда интересы руководителей не лежат в области достижения целей организации, и говорить не приходится. Почему же так происходит? Все знают, что цели ставить надо, но не все это делают или делают неправильно. Одной из проблем является и отсутствие навыков постановки целей организации и недостаточное знание механизма планирования. Об этом мы поговорим в нашей следующей публикации.

Константин НАУМОВ (*)

* Автор - директор Центра управленческого консультирования "Профессионал".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость