Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Вялотлеющее безобразие

Программа развития туризма на Алтае вызвала гнев губернатора.

7 июля в малом зале краевой администрации решалась судьба алтайского туризма. Высокий совет во главе с губернатором Александром Суриковым рассматривал «Программу развития туризма в Алтайском крае на период с 2003 по 2007 годы и до 2012 года». Программу отправили на доработку. Документ и особенно его составители получили разнос от губернатора. Прозвучавшие цифры и факты не убедили Сурикова в ясных перспективах туризма на Алтае. Нынешний процесс развития отрасли он назвал «вялотлеющим безобразием».

За пять минут до начала рассмотрения программы малый зал краевой администрации заполнился людьми, многие из которых вряд ли имели к туризму непосредственное отношение. Кроме того, разумеется, что тоже хотели бы отдохнуть летом где-нибудь на природе. Мелкие чиновники занимали стульчики подальше от губернаторского места, чтобы не попасться ему на глаза, обсудить последние сплетни или, что там греха таить, просто подремать. Кое-кто читал свежие газеты и вздрагивал лишь в моменты, когда Суриков повышал голос. А делать это главе приходилось довольно часто. Представленная программа с почти десятилетней перспективой вызывала на лицах многих членов совета и приглашенных недоумение, удивление, иронию и даже боль за будущее туризма. Суриков был мрачен.

С основным докладом на трибуну был приглашен Анатолий Ломакин, преседатель краевого комитета по культуре и туризму. Вряд ли кто из чиновников захотел бы в эту минуту оказаться на его месте. Ведь в воздухе с первых минут пахло грозой. Свой доклад Анатолий Изотович начал бодро и уверенно, высыпав на слушателей «пригорошню» значимых, на его взгляд, цифр и фактов. При этом он старался перечислить их как можно больше, чтобы придать весомость проделанной работе. «Мы провели анализ и установили, что более тысячи предприятий и организаций записали в уставную деятельность туризм, — рапортовал докладчик. — Но, к сожалению, на самом деле туризмом они не занимаются. При этом объем туристических услуг в крае постоянно увеличивается… На 200 процентов! В 2000 году он составил 12 млн. рублей, в 2001 году — 24,7 млн. рублей, а в прошлом году — 54,2 млн. рублей. Но вот по мнению руководителей туристических фирм, даже эти цифры сильно занижены, что связано с несовершенством системы предоставления отчетности».

После этого Анатолий Ломакин нарисовал залу чудесные перспективы туристической отрасли и объяснил, как много надо еще сделать для достижения общей победы. И кадры подготовить. И науку к работе над туризмом привлечь (так и сказал, «без науки развивать туристическую экономику нельзя»). И расставить по всем дорогам таблички, чтобы гости поняли, в какой распрекрасный туристический край они попали. А еще надо создать государственное унитарное предприятие «Туристско-информационный центр», который станет, как говорится, генератором направлений для всех участников рынка.

Навскидку докладывал Анатолий Ломакин четко и гладко. Но когда дело дошло до главного — источников финансирования программы, председатель явно стушевался. Заметно волнуясь, он сообщил, что общий объем необходимых финансовых ресурсов составляет 1,664 млрд. рублей. При этом краевой бюджет пусть даст только 4% от этой суммы (66,9 млн. рублей), а оставшуюся часть предоставят инвесторы, банкиры, предприниматели и все те, кто верит в алтайский туризм. Реальная чистая прибыль на первом этапе составит 70−80 млн. рублей. После этого в зале стало тихо, как будто участники собрания взяли театральную паузу. Ломакин, видимо, ждал реакции губернатора. Но Суриков молчал, а его заместители спрятали глаза в текст документа. Не получив поддержки, председатель краевого комитета совершенно пал духом. Он грустно сообщил, что уже работает краевой туристический сайт, благодаря которому жители других государств «Алтайский край как бы знают». Правда, Анатолий Изотович не стал говорить во сколько обошелся бюджету этот сайт. Разработка программы стоила 300 тысяч рублей, что, мягко говоря, многовато для документа такого уровня, и была выполнена с опозданием.

Было бы большим заблуждением сказать, что представленная программа развития туризма Сурикову понравилась. Точнее, она ему совсем не понравилась, а некоторые моменты он вообще разнес в пух и прах. Губернатор жестким тоном предложил некоторым оптимистам воздержаться от употребления словосочетания «туристический край». «Но ведь процесс-то идет. В целом интерес к краю растет», — робко запротестовал Анатолий Ломакин. «Какой процесс? — прорвало Сурикова, — Это вы считаете, что интерес растет. Во многих странах туристический бизнес выстраивался годами, а мы хотим за девять лет взять и весь мир удивить. Так не бывает. В наш край многие приезжают дикарями, пользуясь низкой покупательной способностью населения. Это же не процесс, это вялотлеющее безобразие!»

После этого Александр Суриков напомнил членам совета, что в Барнауле нет ни одного «хотя бы четырехзвездочного отеля». А в тех что есть, воду горячую постоянно отключают. Еще нет дорог, каждый километр которых обойдется бюджету втридорога. Нет четко выстроенной системы общественного питания. Нет фирм, предоставляющих автомобили в аренду. Нет большого количества международных и внутренних авиарейсов. Да много чего еще нет! «И откуда взялись эти цифры? — сдвинул брови губернатор. — Мы сейчас занимаемся развитием Алтайского района. На это требуется 11,5 млрд. рублей. И это — без дорог! А каждый километр до Денисовой пещеры в миллион долларов обойдется. И вся реализация этой программы далеко за 100 млрд. рублей выйдет». В итоге разгоряченный Александр Суриков предложил ограничиться развитием туризма в двух рекреационных зонах, а не в восьми, как было записано в программе. Поддержку главы получили Алтайский район и район становления отечественной промышленности — Змеиногорск и Курья.

Стало ясно, что программа с треском проваливается и ее надо срочно спасать. Прийти на помощь Анатолию Ломакину и перечить губернатору посмели только самые отчаянные смельчаки, которым судьба туризма была небезразлично. Ректор Алтайского госуниверситета Юрий Кирюшин привел пример, когда в небольшие кемпинги приезжают на отдых сотни иностранцев, и предложил подумать над развитием системы кемпингов. Вице-губернатор Яков Шойхет указал на необходимость разграничения зон туризма и санаторно-куроротного лечения и высказался за принятие программы в качестве «концепции». Вера Матюхина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма, горячо попыталась убедить губернатора, что принятие программы будет политически важным решением, без которого невозможно установить правила игры на рынке. «Как быть, например, в ситуации, когда агентства разрабатывают и сертифицируют туристический маршрут, а затем выясняется, что он проходит по частной территории, и собственник земли разворачивает туристов, ссылаясь на неприкосновенность частных владений?» — поделилась она проблемой. А под занавес с места поднялся глава Алтайского района Виктор Коршунов, который попытался удивить всех размахом туризма в крае: «Мы вчера специально подсчитали: за полдня через район проехали пять тысяч машин. Так что польза от туризма есть. Пусть доходы в бюджет пока не совсем ясны, отдельные наши предприятия стали зарабатывать гораздо болше».

После прений судьбу многострадального документа мог решить только глава краевой администрации. Заметно, что Александру Сурикову принять правильное решение было непросто. Он признался, что не считает себя большим специалистом в области туризма и руководствуется политикой здравого смысла. Затем губернатор сказал, что отдельные вопросы еще остались, и добавил: «Поэтому я всех хочу удержать от эйфории». Но когда Суриков предложил принять проект программы за основу с условием «вымарать все цифры», чтобы все посчитать и вернуться к документу в начале сентября, многие в зале облегченно выдохнули. Они, видимо, не ожидали, что это заседание закончится для них, как в сказке. Хэппи-эндом.

Что обсуждали на совете администрации

Программу развития туризма в Алтайском крае на период с 2003 по 2007 годы и до 2012 года подготовил временный творческий коллектив, созданный на базе Алтайского госуниверситета. В ней сказано, что по данным на 1 января 2003 года лицензию на турагентскую деятельность в Алтайском крае имеют 53 компании, еще 16 фирм получили туроператорскую лицензию. В соотвествие с экспертной оценкой в крае ежегодно отдыхают около 200 тысяч туристов. Кроме них, через край проходит поток отдыхающих (около 500 тысяч человек), которые направляются в Республику Алтай.

Главная цель программы сформулированно чревычайно сложно и наукообразно. Она звучит так: «Обеспечение поддержки администрацией Алтайского края туристской индустрии в целях интенсификации туристской деятельности путем создания современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, рациональной системы мер по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией, создания современного высокотехнологичного всесезонного туристского продукта, направленного на полное гармоничное удовлетворение потребностей граждан России и иностранных граждан в туристских услугах».

Для осуществления программы предлагается развивать туристическую отрасль в восьми рекреационных зонах. Прогноз бюджетных поступлений от реализации программы выглядит так: в среднем — по 354,7 млн. рублей в год, а на первом этапе — 205−230 млн. рублей в год.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость