Экономика

Земля - крестьянам, котельные - кочегарам. Как сделать эффективной систему углеснабжения в крае?

Зима в Алтайском крае всегда наступает внезапно. Предательски, из-за угла, нападают морозы. Вопреки всем законам логики метут метели. А в самый разгар отопительного сезона неожиданно выясняется, что у нас проблемы с углем. И тогда обязательно появляются вопросы: что происходит? Кто виноват? Что делать? Мы обратились к человеку, который точно знает - что и кто. Гость "СК" - Иван Переясловский, генеральный директор НПП "Алтайский углеиспытательный центр".

Котельные - кочегарам!

"По итогам проведенного открытого конкурса в 55 муниципальных образованиях края заключено 46 контрактов и подписан 101 договор на поставку 641 тыс. тонн угля" (начальник управления края по ЖКХ Владимир Иванов на встрече с журналистами).

- Почему проводятся тендеры на поставки угля? Ведь это не конечная продукция, предназначенная потребителям. Тендеры должны производиться на поставки тепловой энергии. А уж производители этого товара должны выбирать поставщиков.

Менять надо всю эту систему и проводить тендеры на уровне районов - пусть работают с поставщиками напрямую. Я не понимаю и не пойму никогда: как можно проводить конкурсы поставщиков и покупать топливо, если устранены главные во всем этом люди? Не они выбирают уголь - их заставляют брать уголь у поставщика, которого определил край. За результат, в том числе и экономический, только с хозяина можно спросить, а с исполнителя, которым помыкают, спрашивать бесполезно.

Лозунг у нас сейчас должен быть такой: "Земля крестьянам, а котельные - кочегарам".

Но край или не доверяет районам, или боится упускать власть. Хотя эта проблема не решалась годами и не решится до тех пор, пока потребители топлива не будут вырваны из перманентной задолженности, в которую их втянули крупные поставщики еще при суриковской администрации.

Я не вижу иного выхода, чем централизованное регулирование углеснабжения в крае. Именно регулирование, а не командование. Нужно создать условия, при которых бы, как и положено в условиях рыночной экономики, конкурировали между собой продавцы, а не покупатели. Как это сделать? Для примера можно взять ближайших соседей - Новосибирскую область. Там поставками угля для ЖКХ занимается государственная структура типа нашего АКГУП "Концерн Алтайресурсы".

Победителей не обсуждают

"Самый главный контролер качества угля - совесть поставщика" (заместитель главы администрации края Яков Ишутин на совещании с основными поставщиками угля).

- Мне кажется, победители тендера (речь идет конкурсе поставщиков угля для бюджетных предприятий. - Ред.) были определены еще до его начала на принципах, известных, по-видимому, только организаторам.

Хотя начало было многообещающим. Я думал, что в этот раз все точно будет не так, как всегда. Мы подготовили массу предложений для администрации края. Прорабатывали заявки, просчитывали наиболее эффективные варианты углеснабжения. Но все пошло по накатанной.

Львиную долю объемов прибрали к рукам крупные производители - "Кузбассразрезуголь", СУЭК, "Алтайпрофсервис". Боюсь, что это монополизация рынка московскими олигархическими структурами. Хорошо это или плохо? Зима покажет. В крайнем случае, качество углей, поставляемых ОАО "Кузбассразрезуголь", пока только радует.

Но плохо уже то, что сохранена прежняя, нерыночная система. Я не верю в коммерсантов-меценатов, особенно московских. Где большие деньги - там о совести не вспоминают. Не пойму: у края более 100 миллионов "угольного долга" - и все равно находится столько желающих быть нашими поставщиками! Нам снова дают в долг, а брать в долг что получать подарок - коню в зубы не смотреть. Боюсь, в результате все это приведет к тому, что и "малая" энергетика края перейдет в руки москвичей.

Рубцовский уголь

Как сообщили в управлении края по промышленности и энергетике, на сегодняшний день на ТЭЦ ОАО "Алттрак" запасы угля превысили 45-дневный запас (63 тыс. тонн) и составляют около 66,3 тонны (по данным на 3 октября. - Прим. ред.). Поставки топлива идут в соответствии с графиками. Готовность ТЭЦ "Алттрак" к началу отопительного сезона на таком уровне обеспечена впервые за последние несколько лет (пресс-служба администрации края).

- Недавно я разговаривал с людьми из Рубцовска, которые занимаются непосредственно ТЭЦ Алттрака (эта ТЭЦ отапливает центральную и северную часть города – районы, которые замерзают каждую зиму. -Прим. ред.). Они очень смешные цифры называли. Они искали уголь с теплотой сгорания 6000-6200 ккал/кг за 600 рублей. Таких цен просто не бывает. Как они выкручиваются? Неужели действительно покупают по такой цене уголь с такими высокими, прямо экспортными параметрами качества? Мне очень бы хотелось заглянуть на склад, взять две-три пробы, чтобы узнать, так ли это. Я никогда не поверю. За такие деньги можно купить только отсевы, подшламованный (с добавлением шлама - Прим. ред.) уголь с теплотой сгорания 5000 - 5200 ккал/кг. В общем, запас топлива в Рубцовске есть, а что в нем….

Запас не нужен

"Следует отметить неудовлетворительную работу глав администраций Бурлинского, Каменского, Косихинского, Краснощековского, Мамонтовского, Новичихинского, Родинского, Славгородского, Троицкого и Усть-Пристанского районов, которые начинают отопительный сезон с нулевым и незначительным запасом угля" (начальник

управления края по ЖКХ Владимир Иванов на краевом селекторном совещании, посвященном подготовке объектов ЖКХ края к отопительному сезону).

- С графиком поставок дело обстоит хуже всего. Большинство районов, вне зависимости от их положения в транспортной инфраструктуре края, к 1 октября должны заготовить более 50 процентов запаса угля. К концу 2006 года - 75 процентов. Психологию руководителей не переделать: запас в закромах - душа спокойна. Но это не только практически не осуществимо - это экономически несостоятельно.

Невозможно организовать эти поставки без ущерба для качества продукции, отыскать такое количество транспорта в самую горячую пору для автодорожников, строителей и земледельцев…. Такой график - всегда авральная работа всех звеньев системы углеобеспечения на три-четыре месяца и простой в основной период. То же происходит и с финансовым обеспечением.

Считается, что зимой уголь смерзается и его выгрузка невозможна. Это совсем не так. Уголь с разрезов практически не смерзается. Уголь шахтной добычи по нормативам надо обязательно промораживать. Что до опыта недавних лет, то он не в счет - тогда в поставках преобладал шлам и прочие отходы. Причем от таких поставщиков, которым требования к качеству, правилам хранения и перевозки были неизвестны или безразличны. Зимой уголь лучше, хотя бы потому, что шламохранилища и отвалы промерзают - труднее брать из них "довески" к углю.

Сроки завоза топлива надо увязывать с местоположением районов. Отдаленные, особенно горные районы, должны быть обеспечены углем до образования снежного покрова. Потребителям, находящимся вблизи железной дороги, не нужен запас более 15-дневного.

В отдаленные районы - Солонешенский, Петропавловский, Чарышский, Красонощековский и другие надо возить сортовые, высококачественные угли. Мы проводили расчеты вариантов поставок угля в Чарышский район - оказалось, что при своевременной доставке высокоэнергоемкого угля можно было бы сэкономить порядка восьми миллионов рублей.

Я за Чарыш очень переживаю, там глава администрации - очень интересный человек, а начальник ЖКХ - вообще гений. Если бы не он, Чарыш давно бы замерз и без воды сидел. Они живут, как в фильме: белые придут - грабят, красные придут - грабят….

Завезли уголь, не дожидаясь итогов конкурса, за что их и лупят сейчас. Но ведь их совершенно можно понять: зимой стоимость транспортировки увеличится больше чем в два раза, а главное, зимой там даже ездить-то опасно.

Свой уголь

"Необходимо способствовать его развитию (Мунайского угольного разреза. -Прим. ред.), потому что это изменение энергетического баланса края.<…> Развитие Мунайского угольного разреза означает избавление края от унизительной угольной зависимости от ближайшего региона, по крайней мере, эти взаимоотношения должны принять более цивилизованный характер, выйти на партнерскую экономическую схему" ( губернатор Александр Карлин на встрече с журналистами).

- Сейчас половина поставщиков в Кузбассе - частные площадки, на которые свозится уголь с разрезов и потом отправляется к нам. Привезти на площадку и намешать можно что угодно. Это со склада на территории шахты или разреза "левый уголь" отгрузить трудней – таких штук себе обычно не позволяют. Хотя и там бывает - по ночам завозят на КамАЗах всякую гадость, подмешивают.

Мунайский разрез (угольный разрез в Солтонском районе. - Прим. ред.) - не выход для края, но он может существенно подрегулировать рынок - поставщики перестанут хамить и, возможно, улучшат качество угля. Мунай - это все равно что дачный участочек для семьи. Он должен закрывать 5-7% от потребностей края, обеспечивать ближайшую к Солтону территорию в пределах 100-150 километров. Дальше возить, по-видимому, будет невыгодно - транспортные расходы высокие, а по теплоте сгорания этот уголь все-таки слабоват - максимум 4200 ккал/кг. А вообще, это зависит от многих факторов, в каждом случае считать нужно. А все разговоры о том, что котельные надо под этот уголь переделывать, что тепло от него вниз идет - это, конечно, ерунда. Он и в печках будет чудесно гореть.

Справка "СК"

НПП "Алтайский углеиспытательный центр" - лаборатория по физико-химическому анализу топлива, полномочный представитель аккредитованной лаборатории. Испытательного центра "Сибнииуглеобогащение". Лаборатория производит независимую оценку качества и потребительской ценности угля. Аттестована администрацией края для контроля за качеством завозимого в край угля.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость