Образование

Буратино в культурной среде. Чтобы дети полюбили печатное слово, надо читать им книжки вслух

2007 год объявлен в России годом русского языка. Согласитесь, звучит странно. Никто нас не завоевывал, не приходил в нашу страну со своим уставом, а родная речь оказалась в опасности. Социологи подтверждают: в стране выросло поколение (да, похоже, не одно), которое совсем не читает книг. На прошлой неделе Барнаульский педагогический университет собрал ученых и педагогов, чтобы обменяться вариантами решения этой проблемы на региональном уровне. На конференции “Воспитание читателя: теоретический и методический аспекты” о своей авторской методике рассказала доктор педагогических наук Татьяна Троицкая.

“Тихий ужас”

По словам Татьяны Троицкой, в том, что люди перестали читать бумажные книги, виновата российская система среднего и высшего образования. Интернет и компьютер здесь тоже сыграли свою роль, но нелюбовь к чтению книг начинается чуть ли не с первого класса.

- Нынешняя система образования развивает не мышление и умение рассуждать, а только тренирует память. На всех экзаменах в школе и вузе от детей требуют всего лишь воспроизвести ранее услышанное. Выстраивать деятельность учеников на уроке педагоги не умеют, а умеют только рассказывать про разное, а потом эти же рассказы с детей и спрашивать. Вот где ужас тихий! Беда еще и в том, что будущих учителей готовят точно так же. Их не учат работать в живом общении с детьми. “Учитель - знаток, а ребенок - его оловянный солдатик” - это главное заблуждение педагогов.

Пытка классикой

- Обычные уроки чтения проходят так: дети изучают, про что книга. Тому, как она написана, кем написана, в связи с чем написана, учителя значения не придают. А какие выбираются произведения? На 90% это куски из взрослой классики - фрагменты произведений Тютчева, Пушкина, Фета, Бунина. Безумно сложные для ребенка тексты. Например, “Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...” Сколько слов из этого фрагмента понимает второклассник? “Крестьянин” - не понимает, “торжествуя” - не понимает, “на дровнях” - тем более не понимает. Так урок чтения превращается в урок перевода с чужого языка. Хорошо, если учитель помогает разобраться в значении этих слов. А если нет? А если еще нужно выучить наизусть то, чего не понимаешь? И так русская классика становится для ребенка пыткой.

В любом тексте можно обнаружить три уровня: о чем написано (содержание), как написано (форма) и что этим сказано (смысл). Смысл рождается как синтез впечатлений от содержания и формы. Если нет внимания к форме, то смысл, который заложил писатель, остается невостребованным. В программе начальной школы - несколько фрагментов из “Евгения Онегина”. Что можно сказать о романе по любому из этих фрагментов? Сможете ли вы, к примеру, описать форму вазы по одному ее обломку? Это задача для крупного ученого, чего уж требовать от второклассника...

Ребенок - поэт, писатель и герой

В сборнике “Кто, кто в теремочке живет?”, составленном Татьяной Троицкой, 55 вариантов сказки “Теремок”. 17 из них сочинили дети, которые учатся быть грамотными читателями по авторской инновационной программе литературного образования младших школьников. Эту методику Татьяна Троицкая разрабатывала в течение двадцати лет. Ее отработкой “на детях” занимается Ольга Петухова, педагог новосибирской частной школы “София”. На своих уроках Ольга Евгеньевна не ставит двоек и троек. После изучения особенностей текста она предлагает ученикам сочинить новую строфу к стихотворению или новую главу к только что прочитанной книжке. А детское творчество не может быть оценено на двойку.

По программе Троицкой сегодня работают начальные классы московской гимназии, гимназии № 123 в Барнауле, частной школы “София” и школы № 90 в Новосибирске, двух школ в Екатеринбурге и Красноярске, а также новосибирский детский центр “Зимородок”. Электронный вариант программы применяется в московском центре дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

- В нашей программе мы полностью изменили набор текстов и отказались от фрагментов. Мы изучаем только целые детские произведения. Во втором классе дети читают “Доктора Айболита” и “Приключения барона Мюнхгаузена”, в третьем - “Пеппи Длинныйчулок”, в четвертом - “Трех толстяков” Олеши и “Недопеска” Коваля. За три года мы успеваем прочитать восемь классических детских книг. Два урока дети работают с учебниками, затем два урока - с книгами. Например, третьеклассники сравнивают “Приключения Пиноккио” и роман-сказку “Приключения Буратино”, созданную на основе итальянского произведения. С помощью учебных иллюстраций и разнообразных сведений в рабочей тетради создается среда, которая помогает прочитать книгу в культурном контексте. К примеру, в Буратино можно увидеть связь и с куклами итальянской комедии дель-арте, и с русским Петрушкой.

Эники-беники и основы стихосложения

- В младших классах дети больше практики, чем теоретики. Попробуйте дать им задание: “Разберитесь, как устроено стихотворение Хармса”. Не смогут. Тогда попросите их сочинить новую строфу к одному из его стихотворений, чтобы она “вписалась” в авторский текст. Это они собезьянничают запросто. Из написанных ими строк сделайте книжку, пусть они проведут ее презентацию, раздадут автографы. Когда у детей есть подобная игровая задача, им проще преодолевать трудности. А пока они играют, давайте им познавательный инструментарий, вбрасывайте новую информацию. Тогда дети начинают испытывать удовольствие от процесса познания и к третьему классу становятся опытными читателями-исследователями.

В старших классах учителя бьются, чтобы научить школьников отличать ямб от хорея. Любой стихотворный ритм можно буквально поймать рукой в детских считалках. “Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана” - это четырехстопный хорей. “Эники-беники, ели вареники” - вот вам дактиль. “Cидел петух на лавочке, считал свои булавочки” - ямб. В считалке “На золотом крыльце сидели…” - редкий размер тактовик, поэтому при изучении ритмики мы берем более современный вариант, переложенный на хорей.

Изучая ритмику, мы рисуем орнаменты, пишем считалки на большом листе и режем их на части, смотрим, на какие кусочки рука делит считалку при счете. И так мы потихонечку открываем ритмическую единицу - стопу. Во втором классе.

На уроках дети должны действовать. Любое их действие - это осмысление какого-то события, которое произошло с ребенком. Получается, что на наших уроках они разбираются в себе, а точнее, в художественной словесности, уже живущей в них.

Требования нашей программы к учителю очень велики: он должен уметь слушать ребенка, разбираться в детских высказываниях, выстраивать общение детей по поводу текста. Дети должны обмениваться впечатлениями, сравнивать свое понимание с пониманием одноклассников и педагога. И в этом обмене происходит культурное обогащение и развитие каждого.

Наша программа получила одобрение Министерства образования и науки, но, к сожалению, мы не смогли обеспечить ее широкое внедрение. Потому что большинство учителей могут работать только с традиционной программой.

Наши дети читают больше, но я не уверена, что привычка читать в них укоренится. Программы для старшеклассников, подобной нашей, нет. Создавать ее самим не хватит жизни. И в этом трагедия нашего подхода - передать грамотных читателей некому.

Читайте детям вслух!

Эти книги, по мнению Татьяны Троицкой, подскажут, как приобщать детей к чтению:

  • Корней Чуковский, “От двух до пяти”
  • Дэниел Пеннак, “Как роман”
  • Вадим Левин, “Когда маленький писатель становится большим читателем”
  • Серия “Большая энциклопедия для маленького мира” - приложение к газете “Детский сад со всех сторон”.

- Чтобы приобщить ребенка к чтению, нужно покупать ему книжки и с детства читать их вслух. Читайте вслух даже большим детям. Пусть читают вслух учителя в школе и преподаватели в вузе. Такое чтение объединяет, создает почву для общения, дарит совместный эмоциональный опыт.

Нечитающее поколение

По данным Левада-центра, в России библиотеками пользуются 20% взрослого населения. При этом 54% пользователей библиотек - жители малых городов и сел, где библиотека - единственный источник получения книг. Основу массового чтения составляют остросюжетная отечественная литература, переводные любовные романы и книги по истории с разоблачением тайн.

Книжные магазины (как правило, супермаркеты в крупных городах) посещают в основном молодые и обеспеченные люди, чтобы купить модные новинки, пособия по изучению информатики, языка, книги для детей. Сегодня до 40% молодых россиян практически не читают художественных произведений. В начале 90-х хотя бы одну книгу в год прочитывало 79% населения России, сегодня - до 63%. В 70-е годы 80% родителей читали свои детям книжки, в 90-е - 15%, в 2005 - только 7%.

На Алтае появится детский центр чтения

Барнаульский педуниверситет предложил создать на своей базе региональный центр детского чтения. В рамках этого проекта на Алтае будет открыта летняя филологическая детская школа, планируется проводить фестивали детской книги, презентации и конкурсы. В мероприятия центра будут вовлечены не только школы и библиотеки, но также сами дети и их родители. Сегодня уже работает краевая экспериментальная площадка “Дети-читатели”. В рамках этого проекта в школе № 123 для учителей проводят обучающие семинары.

Справка “СК”

Троицкая Татьяна Сергеевна - кандидат филологических наук, доктор педагогических наук. Родилась в Барнауле. Окончила Новосибирский государственный университет. Защитила кандидатскую диссертацию по русской средневековой литературе, докторскую - по проблемам инновационного образования младших школьников. Работает со студентами Московского педагогического университета. Научным итогом работы стало создание авторской инновационной программы. Проводит обучающие семинары для учителей Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Кемерова, Новокузнецка и других городов Сибири. Является научным консультантом Московской немецкой лингвистической гимназии и школы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

Елена КЛИШИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость