Образование

Человек - это почти не машина

Кто такие новые русские на самом деле? Какую угрозу несет в себе любое творчество? Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы, связанные с проблемами взаимопонимания представителей разных национальностей, религиозных течений, социальных групп, вот уже в течение десяти лет ищут ученые Алтайского государственного университета.

Наш собеседник - заведующий кафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий социологического факультета АГУ Анатолий Супрун:

- Метод семантического анализа психических состояний человека - это сравнительно новое направление в науке, которое в нашей стране находится в самом начале пути. В России исследованиями в данной области занимаются единицы, а в Сибири, кроме нас, пожалуй, больше никто. В отличие от более распространенного метода психосемантического анализа, с помощью которого рассматриваются осознаваемые установки восприятия, наши исследования опираются на анализ установок неосознаваемых. Это позволяет более точно объяснить и прогнозировать поведение человека в разных сферах жизни.

- К какой области жизнедеятельности относятся ваши исследования?

- Прежде всего - к конфликтологии. Многие конфликты: социальные, военные - связаны с тем, что мы неправильно понимаем поведение человека, особенно если он иностранец или принадлежит к иной возрастной группе. Избежать конфликта можно, лишь поняв представителя иной ментальности, общаясь с ним на его языке. Но здесь сразу же начинаются трудности, разобраться в которых можно как раз на примере языкового общения. Дело в том, что между значением слова и его смыслом существует большая разница. Значение - это то, что записано в словарях, смысл - более широкое понятие, оно определяется по всему контексту монолога, диалога. Если русскоязычный читатель известной басни совет муравья стрекозе "Так поди же, попляши!" не воспринимает буквально как предложение станцевать, то итальянца толкование такой фразы поставит в тупик.

Главная проблема в том, что понимание между людьми достигается именно на смысловом уровне, а значение слова играет очень малую роль. Человек подобные тонкости даже не улавливает. Он живет в своей системе штампов и воспринимает собеседника на уровне подсознательных установок. Когда общаются представители разных вер или рас, их речь кодируется подчас неизвестным друг для друга образом. Если ласкающее слух русской женщины признание "Дорогая, я не могу оторвать от тебя глаз!" перевести формально, то для немки или японки оно наполнится страшным смыслом. И одна из главных задач ученых - понять, как работают эти подсознательные установки и как они проявляются в общении, поведении, стиле жизни.

Русский не любит русского

- И как же это можно выяснить с помощью нового метода?

- Правила описания окружающей действительности могут быть одинаковы для разных культур, но способы сборки элементов значения в смысл различаются. При этом неосознаваемые установки очень устойчивы и существуют на протяжении не одного поколения. Они и определяют то, что называется ментальностью. Это - индикатор, по которому мы понимаем: кто - поляк, а кто - финн. Возьмем, например, религиозный индикатор. Евреев раскидало по всему свету. Тем не менее они собираются в одно место, они не потерялись. Потому что религиозные установки пережили века. У них родовой бог. Эта религия не миссионерская: чтобы проповедовать иудаизм, быть иудеем, нужно родиться евреем.

- А в чем особенность русской ментальности?

- Она проявляется уже в способе определения своей национальности. Цепочка признаков строится так: русский - это свой, интернационалист и бедный. У многих других национальностей вы не найдете признака "бедный". Неудивительно, что, когда в нашем обществе появились богатые русские, наша ментальность не смогла включить их в свою национальность. Хотя они и говорят по-русски, это - какие-то не такие русские, они не удовлетворяют целому ряду требований большинства русских. В России, по существу, возникла новая национальность, к которой русский народ относится как к чуждой.

Очень показательна та подозрительность, с которой русские относятся ко всем другим национальностям и к самим русским. Как ни парадоксально, другие национальности воспринимают нас лучше, чем мы самих себя. Русские относятся к русским хуже, чем, например, немцы к немцам. В свою очередь к русским очень хорошо относятся и евреи, и немцы. А русским более-менее симпатичны белорусы и украинцы. Обращает на себя внимание и то, что русские почти не различают состояние нормы и войны. Ощущение, что каждый день мы живем в ожидании какой-то угрозы. Если провести специальные исследования, можно установить, почему у нас сформировался именно такой взгляд на жизнь. И хотя изменить его в течение одного поколения нельзя, попытаться сделать так, чтобы эти вещи не мешали нам жить, а наоборот, работали на будущее, можно.

Каждому - по ментальной карте

- Какое еще практическое применение могут найти ваши разработки?

- Метод семантического анализа позволяет проводить маркетинговые исследования, способствовать продаже любого товара, включая политика. Когда вы знаете установки восприятия, поведения, то строите более продуманную рекламную кампанию. Мы изучали ролик пива "Клинское", посвященный участию молодежи в домашней вечеринке. Потребитель даже не осознавал, почему эта реклама им отторгается. Наш вывод был таким: у молодежи просто нет места, куда можно пригласить приятелей пить пиво - это чаще происходит в подъезде. Ролик рассчитан на ограниченные элитные группы подростков, поэтому его эффективность оказалась низкой.

Мы исследовали работу судов присяжных и выявили связь таких показателей, как высокий и справедливый. Видимо, связь уходит корнями в детство, когда ребенок ищет справедливость у взрослых. Наблюдается следующая закономерность: большинство низкорослых прокуроров в суде присяжных проигрывают. В массовом порядке заявления об уходе подают. Мы хотели сделать более глубокий анализ этого явления, но прокуратура отказалась.

- А в чем состоит глобальная цель вашей работы?

- Мы разработали пакет программ для тестирования психического состояния человека, которые позволяют наблюдать, как реагирует его ментальность на изменение условий. И любому желающему уже можем построить ментальные карту или атлас, по которым прогнозируется поведение человека. Задача - повысить точность предсказаний. Прогноз, относящийся к психологии личности, не может быть однозначным. Для конкретной ментальности же, как выяснилось, однозначной смысловой трактовки вообще не существует. Необходимы набор возможных вариантов и степень вероятности их осуществления. И мы уже достигли очень высокой точности прогноза.

Роль изменить можно, но трудно

- Если вы расшифруете установки, по которым живет человек, следовательно, сможете им управлять? Чем в таком случае этот метод отличается от нейролингвистического программирования, которое уже активно используется в корыстных целях различными аферистами?

- На самом деле, зомбировать человека, вводить его в транс нет никакого смысла. Наше поведение и так процентов на девяносто установочное. В определенных условиях вы всегда поступаете определенным образом, как автомат. Это - экономия мыслительной и других видов энергии. Иллюзия, что каждый раз мы поступаем обдуманно, осознанно, делаем выбор. Хотя человек, конечно же, не машина и может вести себя неожиданно. Но эта непредсказуемость реализуется в творчестве, в порыве вдохновения, которые вообще не поддаются анализу. В обычном же состоянии человек располагает крайне ограниченным набором вариантов поведения, из которых он выбирает наиболее актуальный для себя в зависимости от ситуации и потребностей. И, действительно, если понимать установки, не осознаваемые людьми, уметь создавать условия, при которых они включаются, человеком можно управлять - при покупке товара, выборе политика, идеи. Если вы живете в установках, то даже ваша жена, знающая ваши вкусы, без всякого гипноза будет вами манипулировать. Любой инструмент как полезен, так и опасен. Вопрос в том, как его применять.

- Довольно же унылую картину человеческого бытия вы нарисовали....

- Я и сам не ожидал, что все мы настолько запрограммированы. Своими рефлексами, родителями, государством. Словом, когда люди говорят, что свободны в своем выборе, - это не так. Творчество - это настолько редкая вещь... В нашей жизни на него отводится всего пять процентов. Мы все хотим быть узнаваемыми и предсказуемыми. Если человек попытается изменить свою роль, ему просто не дадут этого сделать. Окружение, требующее его автоматического поведения, отправит бунтаря отдохнуть и в итоге вернет его в нужное русло. А освободиться от установок труднее, чем избавиться от своих дурных привычек. И жить после этого будет очень сложно. Вас перестанут понимать даже близкие. Большинство людей, в страхе перед неожиданностями, подчиняясь инстинкту самосохранения, ищет безопасности, то есть предсказуемости и механистичности. А творчество в любой форме - это всегда неизвестность и угроза самому себе.

Справка.

Метод семантического анализа применяется в области психологии человека для выявления не осознаваемых им установок, посредством которых он интерпретирует явления и реагирует на них в различных условиях. Позволяет построить модель поведения человека и организовать его в наиболее эффективной форме. Разработка данного метода ведется Анатолием Супруном совместно с Натальей Яновой и Константином Носовым.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость